data-caption= data-caption= data-caption=
Срок службы подвижного состава для скоропортящихся грузов устанавливает оператор

Перевозки

 

Операторам разрешили продлевать срок годности изотермического вагона, эту норму на железнодорожной сети подтвердили несколько участников рынка. Собеседники ссылаются на легализацию новых Правил перевозки скоропортящихся грузов на железной дороге.

А это значит, операторы получили право на использование как высокотехнологичного подвижного состава, так и непригодных для перевозки скоропортящихся грузов крытых вагонов и контейнеров, добавляют участники рынка.

Продленные вагоны имеют недопустимые значения по коэффициенту теплоотдачи, так как внутренний изоляционный слой за время эксплуатации в течение 28 лет все-таки разрушается и требует замены.

В России в настоящий момент нет массового и серийного производства вагонов АРВ и не осталось ни одного специализированного ремонтного депо на всей железнодорожной сети. Ситуацию могли бы изменить операторы, но для этого они должны закупать новые изотермические вагоны. Их на железнодорожной сети в 2020 году эксплуатировалось 2,376 тыс. Для сравнения: в 2019-м это число составляло 2,441 тыс. вагонов. Из них большая часть – вагоны-термосы, 53%; еще 36% – рефконтейнеры; еще 1% – термос-контейнеры. Остальное – вагоны-рефрижераторы. В 2020 году их было 219. За последние два года выпущено на промышленной площадке АО «Научно Производственная Корпорация «Уралвагонзавод» по заказу российской компании «РусРеф» восемь автономных рефвагонов (АРВ). Остальные – давно уже не новые, но операторы продлевают их срок эксплуатации. Что, впрочем, не запрещено.

Доля перевозимого груза в вагонах-термосах по итогам 2020–2022 гг. составляет 53%.

Но они, в отличие от вагонов АРВ, не имеют холодильной установки. Поддержание температуры груза в пути следования обеспечивается за счет теплоизоляции грузового помещения и запаса тепловой энергии при погрузке груза. Вследствие этого вагоны-термосы имеют ограничения по срокам и дальностям перевозки в них грузов.

В последние годы наметился устойчивый тренд на сокращение использования парка вагонов-термосов. Ежегодно их число сокращается на 6,4%. Причина? Грузовладельцы дорогих и ценных продуктов предпочитают вагоны АРВ и новые рефконтейнеры. Операторы в ответ на этот запрос рынка выводят на железнодорожную сеть подвижной состав со скоростью 13,6% в год. В частности, в АО «Евросиб СПб-транспортные системы» рассказали , что компания не только вывела новый подвижной состав, но и вышла на графиковые отправки скоропортящейся продукции по ряду направлений. Своей задачей в компании называют «усиление периодичности отправок и количества активов для удовлетворения спроса клиентов».

«Евросиб использует весь спектр необходимых активов – специализированные платформы, собственное энергообеспечение и парк рефконтейнеров, а также собственные терминальные мощности в Москве и Новосибирске, использует сеть контейнерных поездов, в которых выступает оператором», – подчеркивают здесь.

Рынок перевозки скоропортящейся продукции – высококонкурентный, признается оператор. Но он сегментирован на две большие группы: перевозка скоропортящихся грузов в рефконтейнерах – лишь часть его.

«Рынок перевозок скоропортящихся грузов в рефконтейнерах по железной дороге стабилен, это чуть более 1,1 млн тонн. Критичных факторов для взрывного роста не видим, так как рынок уже пережил достаточно крупный рост за последние 3 года (более чем на 40%)», – сообщают в компании.

Источник: РЖД-Партнер