data-caption= data-caption= data-caption=
Грузовые железнодорожные перевозки в Европе на пороге перемен

Перевозки

 

Немецкое консалтинговое агентство SCI Verkehr представило отчет о состоянии европейского рынка грузовых железнодорожных перевозок и его перспективах до 2027 г. С 2017 по конец 2022 г. рынок рос с темпом 0,6 % ежегодно несмотря на пандемию коронавируса и геополитическую напряженность. SCI Verkehr прогнозирует увеличение темпов роста до 1,6 % в период конца 2027 г.

 В отчете отмечается нарастающая тенденция к включению железных дорог в глобальные логистические цепочки, которая сопровождается формированием мультимодальных маршрутов и ростом интереса крупнейших в мире судоходных компаний к приобретению европейских грузовых железнодорожных операторов. Так, итальяно-швейцарская судоходная компания Mediterranean Shipping Company (MSC) еще в 2015 г. купила бывшую португальскую государственную железнодорожную компанию MEDWAY, что позволило ей сформировать вместе с партнерами сеть мультимодальных маршрутов вплоть до Турции и Индии. Сейчас MSC планирует приобрести крупную долю в принадлежащем железным дорогам Италии грузовом операторе TX Logistik, который недавно объявил о покупке холдинга Exploris Deutschland и превратился во вторую по размерам грузовую железнодорожную компанию Германии (после DB Cargo). 

В 2022 г. судоходная компания CMA CGM приобрела у ОАО «РЖД» 75 % акций транспортно-логистического оператора GEFCO, который специализируется на перевозках автомобилей и комплектующих. Все более активно участвует в железнодорожных перевозках APM‑Maersk, которая пустила новый мультимодальный маршрут между Китаем и Европой по Транскаспийскому международному коридору.

Динамика изменения рыночной доли национальных грузовых операторов бывших государственных железных дорог европейских стран и их конкурентов

Другая важная тенденция — это непрерывное падение доли национальных грузовых операторов, образованных из бывших государственных железных дорог (в 2022 г. их доля на национальных рынках сократилась до 48 %), в пользу конкурентов — частных компаний и дочерних предприятий государственных железнодорожных операторов других европейских стран. Это отчасти обусловлено давлением Еврокомиссии, которая проявляет повышенное внимание к соблюдению условий конкуренции со стороны крупнейших национальных грузовых операторов Fret SNCF и DB Cargo, принадлежащих соответственно железным дорогам Франции и Германии. До 2024 г. планируется разделить Fret SNCF на перевозочную и сервисную компании, причем оператору придется отдать конкурентам примерно 30 % объемов перевозок, на которые приходится 20 % его доходов. Проверка DB Cargo со стороны Еврокомиссии еще продолжается.

Источник: zdmira