data-caption= data-caption= data-caption=
Контроль за железнодорожными перевозками топлива предложили ужесточить

Перевозки

 

В Госдуме предложили ужесточить контроль за железнодорожными перевозками топлива, а также провести проверки по факту многократного увеличения сроков его доставки в регионы. Ряд экспертов уверены, что задержка способна спровоцировать подорожание бензина.

Однако в РЖД заявляют, что причина снижения объемов перевозок кроется в простое цистерн на южном направлении, ожидающих слива грузополучателями.

В Госдуме предложили ужесточить контроль над железнодорожными перевозками топлива и тарифообразованием РЖД в связи с ростом стоимости перевозок темпами выше инфляции, а также провести проверки ФАС по факту увеличения сроков доставки грузов. Такие инициативы председателю правительства Михаилу Мишустину направили глава партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов и руководитель думского комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг.

«Цены на моторное топливо растут опережающими инфляцию темпами. При этом увеличивается продолжительность доставки его в регионы по железной дороге. Топливо, погруженное на железнодорожный транспорт, неделями не поступает в автозаправочные сети, что создает на рынке неудовлетворенный спрос и приводит к повышению цен. Отмечаются случаи отказа РЖД принять некоторые виды грузов к перевозке», – говорится в письме.

В конце июля сроки перевозки топлива по железной дороге в России увеличились в два раза по сравнению с прошлым годом. В отрасли тогда пояснили, что пути РЖД оказались перегружены из-за необходимости переориентации экспорта угля с западных направлений на восток. Причиной стали изменившиеся экономические условия – в свете антироссийских санкций пришлось перестраивать свои логистические цепочки. По данным Российского топливного союза, примерно треть всего товарного бензина находится в пути.

В РЖД тогда поясняли, что топливо для внутренних нужд имеет приоритет в приеме к перевозке на сети Российских железных дорог. Компания принимает все объемы, которые предъявляются нефтяным бизнесом.

– Сроки доставки нефтепродуктов по железной дороге по-прежнему превышают нормативные. Особую проблему доставляет неритмичность доставки. Мы закупаем топливо равномерно, но в процессе доставки мы испытываем то дефицит продукта из-за задержки перевозки, то его избыток, - сказала управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.

По ее словам, предприниматели покупают топливо по одной или несколько цистерн ежедневно, но по факту сталкиваются сначала с его отсутствием на складе, а потом получают сцепку из нескольких десятков вагонов, которые некуда сливать.

– Для грузополучателя отсутствие ритмичности влечет за собой рост себестоимости топлива. У грузоотправителей аналогичная проблема: периодически им не во что наливать товар, – добавила Екатерина Савкина.

Издержки владельцев сетей могут повышать не только изменившиеся сроки доставки грузов, но и поставка опоздавших партий нефтепродуктов одновременно с новыми – из-за этого приходится нести траты на хранение на нефтебазах или сливать излишки.

Впрочем, в компании добавили, что на южном направлении сейчас отмечается длительный простой цистерн в ожидании слива грузополучателями.

– Это затрудняет ситуацию на станциях и сдерживает рост объемов перевозок. По отдельным терминалам в Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах ЮФО наличие цистерн превышает среднюю выгрузку более чем в 10 раз, – отметили в РЖД.

При этом в РЖД отметили, что доставку топлива для регионов держат на особом контроле – в установленные сроки доставляется почти 100% всей продукции.

– РЖД находится в контакте с нефтяными компаниями. Готовы предлагать варианты повышения эффективности доставки и решать все возникающие проблемы в режиме реального времени, – сказали там.

В настоящий момент одна из приоритетных задач правительства, министерств и ведомств – удержание роста розничной стоимости топлива, поэтому регулирование факторов, влияющих на операционные расходы участников рынка, в том числе тарифов РЖД, вполне логично, считает президент Ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин.

С 1 января 2023 года ставка тарифов РЖД выросла на 8%, а в 2022-м она была проиндексирована на рекордную для последних лет величину (в начале года на 6,8%, а с 1 июня еще на 11%). Также в начале августа РЖД в рамках подготовки к тарифной кампании на 2024 год попросила правительство дать надбавку к тарифу в 1% для обеспечения транспортной безопасности.

Оптовая цена бензина в России летом неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции, писали «Известия». 16 августа АИ-92 стоил около 62,8 тыс. рублей за тонну, АИ-95 – 69,9 тыс., указывают данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Средние розничные цены на бензин за период с 1 по 7 августа выросли на 34 копейки – до 53,69 рубля за литр, сообщал Росстат.

В РЖД отметили, что тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом устанавливаются ФАС в соответствии с утвержденной правительством РФ формулой, в основе которой заложены параметры инфляции.

– Тарифы РЖД неизменны в течение года, в то время как стоимость предоставления цистерн, которые принадлежат частным операторам, отличается волатильностью в зависимости от спроса на них, – пояснили в компании.

Источник: РЖД