data-caption= data-caption= data-caption=
«Третьеклассные» грузовладельцы уходят с железнодорожной сети

Перевозки

 

До 45% выросла доля клиентов, которые запрашивают услугу «терморежим». Год назад доля клиентов, которые запрашивали данный сервис, составляла всего 20%. Эксперты не исключают, что грузовладельцы, которых железнодорожный монополист определяет как второ- или третьеклассных, еще более активно будут уходить к авто- и авиаперевозчикам.

Отношение поставщиков медикаментов, лакокрасочных материалов, а также консервированных продуктов питания к качеству продукции изменилось, об этом РЖД-Партнеру говорит Михаил Коптев, коммерческий директор «Скиф-Карго». Повысился также уровень контроля соблюдения условий транспортировки со стороны получателей.

«Если раньше клиенты предпочитали экономить и доставка ограничивалась в лучшем случае перевозкой в изотермическом фургоне, то сегодня клиенты зачастую просят подтверждение соблюдения температуры на всем пути следования груза», – говорит Михаил Коптев.

На рынке большое количество логистических компаний, но далеко не каждый автоперевозчик обеспечивает полноценный терморежим, добавляет он. Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, заявляет, что рынок по перевозке скоропортящейся продукции сегодня становится конкурентным. Но железнодорожный перевозчик тоже не всегда может гарантировать сохранность груза, нуждающегося в терморежиме. Все дело в том, что специализированного подвижного состава – явный дефицит. На сеть вывели новые рефвагоны, но в чрезмерно малом количестве: всего восемь. Опытная партия зарекомендовала себя хорошо, говорит он.

«Но реализация вопроса, конечно, будет небыстрой, Минтранс быстро изменения не внесет. Но если сейчас этого не делать, то, и это нужно понимать, сегмент АРВ задавят вагоны-термосы. Вопрос и в массовости, и в стоимости перевозок», – говорит Павел Иванкин.

РЖД должны или снизить тарифы, или разработать понижающие коэффициенты для стимулирования спроса на специализированный подвижной состав. Но Валерий Барченко, председатель совета директоров «Рефагротранс», считает, что выводом нового подвижного состава на сеть ситуацию не изменить. С его слов, у рефперевозчиков сегодня «отсутствует база для увеличения загрузки, так как у РЖД просто запретительные тарифы на перевозку грузов».

«Из-за определения классности грузов выпадает как косметика и молочные изделия, так и напитки, кондитерские изделия, консервы и медикаменты», – говорит Валерий Барченко.

Тарифы на перевозку по железнодорожной сети первоклассной скоропортящейся продукции составляют 124 тыс. руб. Перевозка продукции третьего класса – пиво, вина, медикаменты, кормовые добавки – уже втрое дороже, почти 314 тыс. руб. Косметику перевозят по еще большему тарифу, за 348,7 тыс. руб.

«Привлечь к перевозкам клиентов, у которых даже второй класс – это молочные продукты, консервы, соки и воды, – невозможно, для них тариф – 204 тыс. руб.», – говорит Валерий Барченко. Михаил Коптев тоже заявляет о росте тарифов, компания их уже поднимала в этом году и планирует сделать это еще. Эксперт называет для этого несколько причин. Во-первых, ставки на междугородние перевозки выросли на 40%, если сравнивать их с аналогичным периодом прошлого года. Во-вторых, увеличился грузопоток внутри России. В-третьих, с рынка ушли мелкие перевозчики, так как они не выдержали конкуренции с большими игроками рынка. Ставка на автоперевозки скоропортящейся продукции поднимается и из-за увеличения утилизационного сбора, изменения курса рубля, роста цен и сложности поставок запчастей для импортных автомобилей, общего подорожания новой техники.

«Ни для кого не секрет, что маржинальность логистической отрасли всегда была минимальной, но сейчас ситуация стала еще хуже. Автоперевозчики вынуждены оптимизировать логистические цепочки и постоянно соблюдать тонкую грань между собственной рентабельностью и удовлетворением потребностей клиентов», – продолжает Михаил Коптев.

Компания пополнила автопарк несколькими тягачами и полуприцепами, но использовать новую технику будут на дорогостоящих направлениях, добавляет он. Эксперт подчеркивает, что число новых клиентов увеличивается: в 2022 году совершено 11,3 тыс. рейсов, а в первое полугодие 2023-го, для сравнения, – 5,8 тыс. По прогнозам компании, к концу года показатель достигнет отметки в 13 тыс. Осень-зима, как известно, – самое активное время в логистике, объясняет Михаил Коптев.

Источник: РЖД-Партнер