Постановлением Президента Республики Узбекистан запущен процесс реформирования железнодорожного транспорта страны. Предстоит либерализовать рынок грузовых и пассажирских перевозок и привлечь на него частные инвестиции, ускорить цифровизацию отрасли, укрепить финансовое положение железнодорожных предприятий, снизить себестоимость перевозок и повысить их эффективность, стимулировать развитие высокодоходного бизнеса, выход на финансовые рынки и привлечение кредитов без государственной поддержки.
АО «Узбекистон темир йуллари» с 1 января 2024 г. преобразуется в холдинговую структуру с созданием на его базе нескольких компаний, которые, в частности, будут отвечать за следующие сферы:
- железнодорожная инфраструктура (включая электроснабжение, СЦБ и связь, грузовые станции, единый диспетчерский центр) и локомотивное хозяйство;
- грузовые перевозки и логистика;
- перевозки высокоскоростными поездами и их техническое обслуживание;
- вокзалы;
- пригородные перевозки (в качестве дочернего предприятия существующей пассажирской компании «Узтемирйулйуловчи»);
- социальная сфера (здравоохранение, детские лагеря, спорт и т. п.).
С 2024 г. отменяются все скидки на тарифы грузоперевозок (кроме скидок по межгосударственным соглашениям) и прекращается практика госрегулирования тарифов на грузовые перевозки и перевозки пассажиров высокоскоростными и скоростными поездами, вместо этого предусмотрено регулирование на основе рыночных принципов. С 2025 г. вводятся компенсации из госбюджета убытков от оказания услуг местных пассажирских и грузовых перевозок.
Также предусмотрено выделение 150 млн долл. США из Фонда реконструкции и развития страны на производство грузовых и пассажирских вагонов и усиление действующих мощностей в целях наращивания экспорта продукции «Узбекистон темир йуллари».
Источник: zdmira