Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) планирует в 2021 году ввести электронные паспорта качества ещё на 11 железнодорожных комплектующих, в том числе на колёсные пары, которые можно использовать в тяговом и моторвагонном подвижном составе.
Автоматизированная система «Электронный инспектор» в тестовом режиме была запущена в апреле 2020 года, и её целью ставится переход на безбумажный обмен информацией между заводами – изготовителями железнодорожных комплектующих и вагоноремонтными предприятиями, чтобы иметь возможность быстро и надёжно отслеживать весь жизненный путь деталей. С помощью АС «Электронный инспектор» осуществляется формирование изготовителем электронного паспорта качества на продукцию, защищённого квалифицированной электронной подписью, как со стороны службы качества предприятия-изготовителя, так и организации инспекторского контроля.
На основе подписанных в формате XML паспортов качества система автоматически формирует общую базу данных выпущенной в эксплуатацию продукции, что позволяет повысить доступность сведений и степень информированности потребителей о качестве и безопасности продукции железнодорожного назначения.
Как сообщил руководитель направления по инспекторскому контролю ООО «Инспекторский центр «Приёмка вагонов и комплектующих» (ООО «ИЦПВК») Николай Рябов, на конец 2020 года в базе данных центра накопилось 52 768 боковых рам, 25 205 надрессорных балок и 6092 черновые оси. Качество крупного вагонного литья особенно важно для безопасности движения на железных дорогах, а обмен не бумажными, а электронными данными сокращает финансовые и временные затраты производителей. Проект направлен на полное вытеснение с легального рынка контрафактных и поддельных деталей.
Сама система основана на базе российской программы 1С, что позволяет работать с ней и официальным государственным органам.
Первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Андрей Вепринцев рассказал, что в компании положительно оценивают АС «Электронный инспектор», поскольку по данным типам элементов вагона улучшилась прослеживаемость истории этих деталей.
«Однако сейчас электронные паспорта получают комплектующие грузовых вагонов, а нам бы хотелось, чтобы система расширялась в сторону тягового и моторвагонного подвижного состава, элементов пути, – замечает Андрей Вепринцев. – Можно сказать, что в прошлом году были ещё тестовые испытания и доработка, а в этом – «Электронный инспектор» заработает в полную силу».
«Если сейчас у нас в базе три вида продукции, то в течение года мы планируем добавить ещё 11 видов, – говорит Николай Рябов. – В частности, это будут такие элементы, как автосцепка СА-3, аппараты поглощающие, тормозное оборудование, подшипники качения, в том числе и кассетного типа, вагонные тележки. Планируется переход на электронное подписание паспортов качества на колёсные пары, тормозное оборудование, автосцепное устройство, аппараты поглощающие – в общей сложности 14 видов продукции железнодорожного назначения на 38 предприятиях-изготовителях. На конец года их было всего восемь».
До конца года планируют разработать и унифицированную форму электронного паспорта на колесо цельнокатаное в соответствии с требованиями ГОСТ 10791 и подключить предприятия-изготовители к АС «Электронный инспектор». Колёса и колёсные пары ставятся на локомотивы и моторвагонный подвижной состав ОАО «РЖД».
Ранее на Октябрьской дороге с вагоноремонтными предприятиями проводился другой эксперимент по прослеживанию колёсных пар с помощью технологии блокчейн. Однако, как рассказали в Управлении вагонного хозяйства ОАО «РЖД», сейчас он приостановлен, так как пока не решён вопрос с развитием законодательной базы проекта. Кроме того, с помощью блокчейна планировали отслеживать уже бывшие в употреблении колёсные пары, в то время как АС «Электронный инспектор» – это база данных непосредственно завода-изготовителя.
Система «Электронный инспектор» позволяет сразу в электронном виде формировать электронный паспорт вагона, подавая туда цифровые данные, заверенные электронно-цифровыми подписями, то есть выполняя функцию первичных (бумажных) документов. Поэтому, когда на вагоноремонтном заводе появляется боковая рама от компании, занимающейся разделкой подвижного состава, или колёсная пара, то её можно проверить тут же по базе данных. Если её там нет, то данные нельзя будет ввести в тот электронный паспорт вагона, который сформирован изначально.
Таким образом, именно первичное подтверждение заводом-изготовителем детали и позволяет исключить в дальнейшей эксплуатации «двойники» и контрафакт.