Погрузка на сети ОАО РЖД впервые за этот год ушла в красную зону. В октябре она сократилась к тому же месяцу прошлого года на 3,4%, составив 103,3 млн тонн. В месячном выражении просели наиболее массовые грузы на сети: уголь (минус 7,7%) и нефтепродукты (минус 7,5%). Также падение фиксируется в сегменте, который в первые месяцы года был одним из основных драйверов роста погрузки, но еще в июне начал снижаться,— в строительных грузах (минус 13%). Отрицательная динамика также наблюдается в сегменте перевозок железной руды и цемента.
Позитив просматривается в перевозках зерна, в отдельные летние месяцы превосходивших более чем на 70% показатели прошлого года и сейчас сохраняющих хорошую динамику (плюс 28%). Также высокие темпы роста показали перевозки кокса, промышленного сырья, лома черных металлов, химикатов и соды, а также прочих грузов. Те же виды грузов остались в плюсе и по итогам десяти месяцев.
Как поясняют в ОАО РЖД, отрицательные показатели погрузки в октябре объясняются рядом факторов, в том числе ограничением экспорта нефтепродуктов, введенным правительством в связи с ситуацией на внутреннем рынке.
Также отмечаются снижение перевозок строительных грузов из-за завершения ряда крупных инфраструктурных проектов в центральной части страны, закрытие на внеплановый ремонт ряда предприятий-грузоотправителей и масштабные строительные работы на сети, не позволившие компенсировать выпавшие объемы за счет привлечения других грузов.
Тем не менее в ОАО РЖД прогнозируют возобновление положительной динамики по погрузке в ближайшее время. По итогам года ОАО РЖД ожидает достижения 1243,8 млн тонн погрузки, что на 0,8% больше, чем годом ранее. По итогам десяти месяцев сохраняется слабый плюс: погрузка выросла на 0,2%, до 1,03 млрд тонн.
«Мы видим сочетание эффектов,— говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.— Это исчерпание эффекта низкой базы (падение погрузки осенью 2022 года стало замедляться), стагнация промышленного производства из-за дефицита кадров и роста процентных ставок, проблемы с погрузкой нефтегрузов, эффект от работы динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМЗИ), которая приводит к увеличению простоя погруженных вагонов на инфраструктуре необщего пользования, усугубляя проблему узких мест и дефицита маневровых локомотивов. Свой вклад в проблему вносит и ухудшение конъюнктуры экспортных рынков, из-за чего снижается погрузка металла и руды, а также ослабление спроса в инфраструктурном строительстве».
Ожидания улучшения динамики оправданны, отмечает эксперт, как минимум потому, что улучшится ситуация с ремонтными окнами, однако этот эффект уже должен был бы проявиться и в октябре.
Многое зависит от ОАО РЖД: например, требуется решение проблемы с кадрами в регионах, где острейший дефицит по всем рабочим специальностям. Он отмечает, что в ноябре способствовать росту погрузки может желание грузоотправителей осуществить отправку до повышения тарифов, которое планируется с 1 декабря.
Источник: Коммерсантъ