Такой прогноз озвучил эксперт индустриального центра компетенций (ИЦК) «Железнодорожное машиностроение» Константин Лобачев.
В 2026 году российские продукты, созданные для замены разработок иностранных вендоров (Siemens, Aveva, General Electric, Dassault и др.), должны войти в промышленную эксплуатацию и будут включены в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных.
По словам Лобачева, выполнение заявленных сроков будет зависеть от готовности российских аппаратных платформ и операционных систем. О том, что ключевой вызов заключается в создании альтернативной аппаратной части, в прошлом году говорил директор по информационным технологиям «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Анатолий Ушаков.
По данным CNews, всего в рамках работы профильного ИЦК поступило 22 заявки по ПО на общую сумму 14,6 млрд руб. На данный момент одобрены 10 проектов на 10,6 млрд руб. Летом замглавы Минпромторга России Василий Шпак отмечал, что сфера производства рельсового подвижного состава уступает по объему только сегменту общего машиностроения.
На данный момент основные проекты в рамках ИЦК реализуются компаниями группы ТМХ, исполнители – компании периметра Ctrl2Go. Так, для «Метровагонмаша» создается ПО «Умная диагностика»: стоимость разработки составляет 1,25 млрд руб., 72% финансирования выделяется из государственного фонда развития информационных технологий РФРИТ. В свою очередь по заказу «ЛокоТех-Сервис» реализуется проект «Цифровой формуляр (паспорт) изделия» c применением технологии блокчейн, стоимость – 250 млн руб. (государственное софинансирование – 67%).
Также среди одобренных заявлены проекты «1D-проектирование» (заказчик – «Метровагонмаш») и «Управление требованиями» (заказал сам ТМХ). Их общая стоимость оценивается в 6,8 млрд руб., исполнители, по информации CNews, на данный момент не определены и их планируется финансировать полностью за счет средств заказчиков. Оба продукта планируется использовать для обеспечения автоматизации производства и создания единой цифровой платформы на пилотном проекте разработки поезда метро «Москва» новой модификации. Недавно в ТМХ сообщали, что апробировали российские технологии 1D-моделирования при проектировании электропоездов «Иволга».
По линии промышленного ПО в ТМХ также реализуются проекты по среде доверенного обмена данными по жизненному циклу изделия, по мониторингу и предиктивной аналитике для станков с ЧПУ, производственных линий и энергетического оборудования, а также по системе экологического мониторинга.
Также проекты импортозамещения ПО ведет завод «Тулажелдормаш» (входит в Группу ПТК). Так, предприятие работает над созданием аналогов «софта» по цифровому проектированию, ведению баз данных и автоматизации разработки производственных технологических процессов.
Источник: rollingstock