data-caption= data-caption= data-caption=
ОАО «РЖД» предлагает рассчитывать перевозку угля по второму тарифному классу

Перевозки

 

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров вновь предложил радикально изменить принципы тарификации перевозок угля, дабы снять бремя субсидирования угольной отрасли с железных дорог и переложить его на регионы. Речь идет о смене тарифного класса угля с первого – самого дешевого – на эталонный второй.

По расчетам экспертов, в среднем перевозки грузов второго тарифного класса доходнее для ОАО «РЖД» в 2,3 раза, хотя в зависимости от конкретного коэффициента цифра может быть и выше. Например, коэффициент, который планировали присвоить углю в 2022 году, приносил бы ОАО «РЖД» более 300 млрд руб. в год. Эксперты угольной отрасли считают меру неоправданной и ожидают, что в таком случае маржинальность бизнеса угольных компаний сократится на 20-30%, а часть экспортных направлений закроется.

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров 25 ноября направил письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову с предложением резко увеличить тарифы на перевозку угля. В ОАО «РЖД» комментариев не дали, в секретариате господина Белоусова не ответили на запрос издания.

«Необходимо отметить, – пишет Олег Белозёров, – что в настоящее время поддержка угольной отрасли осуществляется на системной основе за счет предусмотренного прейскурантом №10-01 (основной тарифный документ ОАО «РЖД») механизма перекрестного субсидирования, то есть за счет понижения тарифов на перевозку каменного угля железнодорожным транспортом».

Он отмечает, что каменный уголь принадлежит к первому тарифному классу. Сейчас на железной дороге действуют три тарифных класса: эталонный второй, первый, где расценки считаются с дисконтом ко второму (коэффициент 0,55-0,75), и третий, самый дорогой – с надбавкой (1,54-1,74). Перевозки угля, помимо тарификации по первому классу, до середины 2022 года имели ряд специальных льгот – в частности, понижающие коэффициенты в 0,4 для перевозок на дальность свыше 3,3-3,5 тыс. км, и в 0,895 для перевозок энергетического угля на экспорт. Они были отменены с 1 июня 2022 года, с тех пор отмена периодически продлевалась и действует до сих пор.

Господин Белозёров предлагает отнести уголь к грузам второго тарифного класса, «а полномочия по определению необходимости оказания государственной поддержки предприятиям угольной отрасли с учетом полной структуры затрат на добычу и транспортировку каменного угля, а также конъюнктуры рынков сбыта передать органам государственной власти субъектов РФ, как и право на принятие соответствующих решений». По его мнению, это позволит «уйти от неявного субсидирования угольной отрасли» и даст возможность регионам «самостоятельно оценивать целесообразность оказания такой поддержки с учетом баланса развития различных отраслей экономики на их территории».

Эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Фарид Хусаинов отмечает, что уголь был в первом тарифном классе с 1995 года, когда появилось деление на три тарифных класса, и был помещен туда в числе других грузов, у которых транспортная составляющая в цене наиболее высока. По мере того, как мировые цены на уголь периодически существенно росли, возникла идея, что если уголь для внутрироссийского потребления, может, и не выдержит более высоких тарифов, то предназначенный для мирового рынка – выдержит. Однако, по мнению господина Хусаинова, чтобы такой вариант имел право на существование, все основания изменения тарифов должны быть четко сформулированы. В целом, полагает он, экономика перевозок угля при смене класса заметно изменится. Он отмечает, что в 2022 году средняя доходная ставка для грузов первого класса составляла 342,9 копеек за десять тонно-километров, для второго – 789,3 коп., то есть в 2,3 раза больше.

Однако, отмечает он, у всех классов есть нижняя и верхняя границы, поэтому ценовая разница будет понятна, когда появится более конкретное предложение ОАО «РЖД»: так, перевозка угля дешевле перевозки группы «нефть и нефтепродукты» (второй класс) в 3,3 раза.

В 2022 году ОАО «РЖД» уже предлагало перевести уголь во второй тарифный класс, причем не по самой нижней границе – изменив с 1 апреля коэффициент за классность груза с 0,55-0,75 на 1,346. Эта мера, без учета отмены льготных коэффициентов, принесла бы монополии 231,3 млрд руб. дополнительных доходов до конца 2022 года. По оценкам АЦ ТЭК, в этом случае поставки энергетического угля из Кузбасса в восточном и западном направлении стали бы нерентабельными, а выпадающий экспорт по угольным регионам составил бы 131,2 млн тонн.

Перевод угля во второй тарифный класс – очень странная идея на фоне постоянного роста тарифов ОАО «РЖД», в том числе на развитие Восточного полигона, полагает независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. «Субсидировать угольную промышленность за счет регионов, которые и так являются дотационным и зависят от налогов, уплачиваемых угольщиками, – идея так себе, поскольку прибыль от работы предприятий в основном консолидируется на торговых структурах, зарегистрированных вне пределов регионов добычи», – полагает он. Для угольной отрасли, по его расчетам, это будет означать падение маржинальности на 20-30% и закрытие части экспортных направлений.

Источник в операторской отрасли полагает, что если проводить подобную реформу, то целиком, а не по отдельным грузам. Так, он говорит о необходимости повысить тарифы на перевозку контейнеров, которые заметно занижены, и снижать цены для основных доноров – перевозок нефти и металлов.

Источник: Коммерсантъ