Интеллектуальная система автоматизирует работу поездного диспетчера на 30%. Персонал освобождается от рутинных операций, контролирует работу программы и при необходимости вносит корректировки. Технология внедрена на 21 диспетчерском участке железных дорог. Ее дальнейшее применение продолжится после исключению импортозависимых программных компонентов системы в 2024 году.
Чем занимается поездной диспетчер? Этот человек полностью отвечает за движение на участке железной дороги ― время стоянки, формирование составов, график отправления и прибытия, а также многое другое. На сети железных дорог одновременно курсируют тысячи грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Легко представить, какая ответственность лежит на диспетчере и какой штат сотрудников нужен для безопасной работы.
Решение этого вопроса предложили эксперты НИИАС: система автоматической установки маршрутов (АУМ) освободит диспетчеров от рутинных операций и обеспечит безопасное движение поездов. На работу модуля не влияет объем поездопотока, а значит, увеличение численности персонала на участках не требуется. Программа анализирует маршруты движения, технические возможности железнодорожных путей и станций, автоматически составляет расписание для каждого состава. У диспетчера остается главная функция ― контроль.
Как функционирует система АУМ
Этапы работы:
◆ В систему поступают суточный вариантный график и постоянно обновляемая текущая поездная ситуация;
◆ Программа формирует расписание для каждого поезда с учетом всех его особенностей и текущих возможностей инфраструктуры;
◆ Сформированный план установки маршрутных заданий передается в модуль АУМ, который во взаимодействии с диспетчерской централизацией обеспечивает своевременный перевод стрелок для поездов, следующих по участку.
В результате процесс установки маршрутов становится автоматизированным. Система учитывает особенности поезда и технические возможности инфраструктуры. Поездной диспетчер может внести корректировки, после чего подтверждает план пропуска.
Таким образом, умная система снижает нагрузку на диспетчеров на 30% и открывает новые возможности персоналу:
• контролировать текущую поездную обстановку;
• видеть точное местоположение поездов на основании данных низовой автоматики и спутниковой навигации;
• вести мониторинг установки маршрутов.
Перспективы
В сентябре 2023 года Центральная дирекция управления движением завершила оформление заявочной документации на разработку комплекса автоматической установки маршрутов для станций Московских центральных диаметров (КРС-БРИЗ). Следующий этап работы ― апробация комплекса на станции Лихоборы. В дальнейшем планируется оснащение им станций Московских центральных диаметров.
В настоящее время система АУМ внедрена на 21 диспетчерском участке Октябрьской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Московской железных дорог. До конца 2024 года пройдут работы по исключению импортозависимых программных компонентов системы. После этого продолжится дальнейшее внедрение модуля на объектах РЖД.
Источник: rzddigital