data-caption= data-caption= data-caption=
ОАО «РЖД» ожидает роста погрузки на 1,7% в 2024 году

Перевозки

 

Прогноз погрузки ОАО РЖД на 2024 год составляет 1265,4 млн тонн, что на 1,7% выше плана 2023 года, следует из ноябрьского проекта инвестпрограммы и финплана ОАО РЖД. Рост погрузки ожидается как на внутреннем рынке (на 0,5%, до 817,5 млн тонн), так и в экспортном сообщении (на 4% до 447,9 млн тонн). Грузооборот вырастет на 3,4%, до 3,43 трлн тонно-километра.

Так, в 2024 году планируется перевезти на 2,2% больше каменного угля, прирост придется преимущественно на экспорт (плюс 3,9%) на восточном направлении (плюс 4,5%). За счет экспортных поставок на восток погрузка нефтяных грузов вырастет на 0,3%. Ожидается увеличение перевозки за рубеж угля на 3,9%, черных металлов на 6,4% и руд на 19,8%, а также грузов в контейнерах — на 10,2%. Как и в этом году, главным драйвером экспорта будет восточное направление (рост на 8,7%), при этом незначительное увеличение экспортной погрузки ожидается и на северо-западе и центрально-южном направлении (1,6% и 1,1% соответственно).

ОАО РЖД ожидает падения в 2024 году погрузки зерна, которая в этом году стремительно росла. Его перевозки, по проекту, снизятся на 2,8% из-за прогнозируемого сокращения валового сбора зерновых (на 9,2%).

Прогноз EBITDA составляет 830,2 млрд руб. и предполагает рост на 24%. Кредитная нагрузка ОАО РЖД вырастет на 738 млрд руб., а соотношение чистый долг/EBITDA — с 3,3 до 3,5. Финплан предполагает довольно существенный рост доходов от перевозок — на 14%, до 2,67 трлн руб., из которых 229,8 млрд руб. придется на доходы от индексации тарифа на грузовые перевозки.

Напомним, что повышение тарифов на 2024 год, в этом году проведенное с 1 декабря, предполагает общую индексацию в размере 10,7% — это базовая индексация 7,6% плюс рост надбавки на капремонт с 5% до 7%, а также еще 1% в виде новой надбавки на транспортную безопасность. При этом в силе останется отмена понижающих коэффициентов для угля.

Расходы, впрочем, также должны вырасти — на 9,9%, до 2,21 трлн руб. В частности, на 7,7% должны вырасти затраты на топливо, на 5,6% — на электроэнергию, также предусмотрены средства на индексацию зарплат по коллективному договору в совокупности на 59,5 млрд руб. Расходы на транспортную безопасность, увеличившиеся в 2023 году на 31,8%, до 62,2 млрд руб., вырастут в 2024 году еще на 21,5% и достигнут 75,6 млрд руб. Объем инвестпрограммы, как и сообщал ранее “Ъ”, составит 1,27 трлн руб. с рекордными вложениями в расширение Восточного полигона: 366 млрд руб. против 260,2 млрд руб. в этом году.

В ОАО РЖД от комментариев отказались до окончательного утверждения проектов инвестпрограммы и финплана.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что показатели погрузки, заложенные на 2024 год ОАО РЖД, выполнимы и могли бы быть даже более амбициозными с учетом расширения Восточного полигона. Сейчас рост погрузки сдерживается недостаточно тонкой настройкой динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМЗИ), что особенно негативно сказалось на перевозках нефтепродуктов. Пока не видно признаков улучшения, отмечает эксперт. Рост прибыли и EBITDA закономерен с учетом того, что некоторые статьи расходов растут ниже инфляции. Однако, говорит эксперт, пример этого года показывает, что расходы на транспортную безопасность должны увеличиваться, и ОАО РЖД следует вводить в практику те приемы, которые отработаны в зоне СВО, в том числе по защите от беспилотников.

Источник: Коммерсантъ