В среду в Совете Федерации на круглом столе по развитию железнодорожного машиностроения в России заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев представил прогноз выбытия грузовых вагонов из эксплуатации в 2021–2023 годах. Списание вагонов в запланированном объёме сократит избыток парка на сети, хотя и не решит полностью проблемы профицита.
«Выбытие вагонов по сроку службы, по нашим оценкам, оценивается в 23 тыс. вагонов в год. При этом имеющиеся мощности вагоностроительных заводов составляют 85 тыс. единиц ежегодно», – сообщил Сергей Кобзев.
Сейчас, по данным директора Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Максима Колесникова, который выступал на круглом столе, на сети ОАО «РЖД» курсируют 1,204 тыс. вагонов при оптимальной загрузке сети от 950 тыс. до 1 млн вагонов. Средний возраст вагонов составляет 12,4 года, а самого массового подвижного состава – полувагонов – 9,1 года.
По словам главного специалиста отдела стратегического маркетинга Транспортной группы FESCO Владимира Тагасова, ожидать выбытия самого массового подвижного состава не приходится, а наибольший объём списания в 2021–2023 годах придётся на универсальные платформы. За три года будет списано около 25% от текущего парка этих вагонов.
Операторы в целом согласны с прогнозом РЖД по объёму списания, но отмечают, что он может быть и выше. «Мы можем говорить о большем проценте списания. В связи со снижением уровня ставок будет происходить утилизация вагонов, которые ещё не достигли окончания своего срока службы, но находятся в отстое, не имеют перспектив заработка или требуют дорогостоящего ремонта. Также уровень списания будет во многом зависеть от активности вагоностроительных компаний – если парк будет находиться в состоянии профицита, то списания могут достигнуть в теории 25–30 тыс. вагонов ежегодно», – заметил заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин.
Пресс-секретарь ПАО «Первая грузовая компания» Ольга Семёнова добавляет, что прогноз выбытия вагонов, предложенный РЖД, выглядит реалистичным, но это не поможет полностью решить ситуацию с профицитом парка, поскольку ожидаемый ввод новых вагонов компенсирует списание подвижного состава.
По словам генерального директора ABC-Rail Артура Нурмухамедова (также является соучредителем компании «Вторчермет-Находка»), предприятия, занимающиеся утилизацией вагонов, справятся практически с любым объёмом списания. «Возможности для массового списания подвижного состава можно рассмотреть на примере утилизации парка на сети РЖД в 2015–2016 годах. В 2015-м списано и утилизировано 104 тыс. вагонов, а в 2016-м – 109 тыс., что составляет около 20% от всего парка страны. После утилизации более 200 тыс. вагонов мы получаем 2,8 млн тонн лома. А производственные мощности предприятий РФ, занимающихся утилизацией, позволяют получить 15 млн тонн лома», – сообщил он «Гудку».
Участники рынка сходятся во мнении, что для того, чтобы решить проблему профицита в короткие сроки, необходимы дополнительные регуляторные меры, стимулирующие ускоренное списание вагонов.
По мнению члена правления компании Railgo Олега Яценко, необходимо государственное квотирование при строительстве новых вагонов, особенно тех видов подвижного состава, которые на ближайшие 3–5 лет будут в профиците: «В случае желания оператора обновить свой парк можно разрешать строить новые вагоны при условии списания такого же количества устаревших моделей».
Ольга Семёнова отметила, что среди государственных мер по стимулированию утилизации вагонов на данный момент обсуждаются различные возможности, например программа trade-in (приём старой продукции в счёт покупки новой) старого парка.
По словам Максима Колесникова, для решения проблемы профицита планируется разработать и утвердить комплекс мер по поддержанию баланса парка грузовых вагонов на железнодорожной сети, включая единую методику определения потребного парка грузовых вагонов.