Операторы объясняют ситуацию серьезным сокращением количества контейнерных поездов на восток, что создало дефицит. Снижение доступности контейнерных перевозок связано с необходимостью провезти экспортный уголь. В ОАО «РЖД» признают, что выросло предъявление грузов, находящихся в правилах очередности в более высоком приоритете, чем контейнеры, а перевозки угля возвращены в график.
В Центре ценовых индексов Газпромбанка сообщили, что цены на железнодорожные контейнерные перевозки из Центральной России в восточном направлении многократно выросли в марте, причем в некоторых случаях – более чем в 30 раз. Так, рассказывает аналитик ЦЦИ Роман Шагалов, больше всего ставки выросли на перевозки из Москвы в города Восточной Сибири. Тарифы на отправку грузов в Красноярск в 40-футовом контейнере в собственности оператора взлетели с 5-7 тыс. руб. в феврале до 160-180 тыс. руб. в марте.
Источник среди железнодорожных операторов подтверждает «сложную ситуацию» в Красноярске. По его данным, сейчас «предельно сложно» отправить контейнер из Красноярска на Дальний Восток. Стоимость перевозки контейнера из Москвы в Иркутск, уточняет господин Шагалов, поднялась за месяц с 25 тыс. до 200 тыс. руб. Ставки на Владивосток выросли с 100 тыс. руб. в начале года до 300 тыс. руб. По словам аналитика, операторы объясняют рост тарифов сокращением ОАО «РЖД» количества наряд-заказов на формирование контейнерных поездов из Москвы в восточном направлении, что вызвало нехватку мест на них.
Господин Шагалов добавляет, что высокие темпы роста цен на внутрироссийские контейнерные перевозки объясняются в том числе эффектом низкой базы: ранее эти направления были убыточными и дотировались операторами, чтобы доставить контейнеры на восток, где они более востребованы. Сейчас же подобные перевозки стали рентабельны.
Причина остановки движения контейнерных поездов связана со «сверхнормативной отправкой угля в полувагонах и open-top-контейнерах» в декабре-январе. В феврале, уточнил он, ОАО «РЖД» сократило наряд-заказы планируемого ранее объема перевозки контейнеров не менее чем на 10%. Отправки угля на восток в рамках поручений президента РФ обладают большим приоритетом при перевозке, чем контейнеры.
Уточняется, что ситуация осложнилась еще осенью, а резкое ухудшение пришлось как раз на март, когда ОАО «РЖД» уменьшило отправки контейнерных поездов «едва ли не вдвое». До сих брошены контейнерные поезда, отправленные в январе.
Еще один участник рынка подтверждает, что в марте действительно наблюдается «серьезный рост ставок «на перевозки в восточном направлении. Это произошло из-за сокращения количества наряд-заказов на восток в этом месяце, которое, в свою очередь, связано с тем, что ОАО «РЖД» пропускает составы с углем. Он считает меру временной, однако подчеркивает, что «на движении угля ситуация всерьез позитивно не сказалась»: и в январе, и в феврале отмечалось снижение отправок угля относительно тех же месяцев 2023 года более чем на 4%.
В ОАО «РЖД» сообщили, что в марте в восточном направлении «выросло предъявление грузов в рамках вышестоящих очередей временных правил определения очередности перевозок грузов». Речь идет о грузах, отправляемых в рамках отдельных поручений президента и правительства, социально значимых грузах, а также перевозках для обеспечения потребностей регионов. Так, например, погрузка нефтепродуктов и угля для внутреннего потребления выросла в марте на 1,9% и 0,4% соответственно в годовом выражении, говорят в ОАО «РЖД».
Также в связи с выполнением задачи по вывозу импортных грузов в контейнерах «размеры перевозок грузовых поездов с углем восстановлены на уровне 2022 года». Это, поясняют в ОАО «РЖД», «оказывает влияние на согласование дополнительных объемов грузов в восточном направлении».
Источник: РЖД