Результаты работы Белорусской железной дороги в 2020 году и за прошедшую пятилетку, а также задачи и перспективные направления развития железнодорожной отрасли на 2021–2025 годы были рассмотрены 29 января на итоговом заседании технико-экономического совета БЖД, которое состоялось в Управлении Белорусской железной дороги.
В мероприятии принял участие Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Авраменко, руководители и представители органов государственной власти и управления, служб и организаций Белорусской железной дороги, а также отраслевой профсоюзной организации.
Основные задачи, направления и перспективы развития Белорусской железной дороги в 2021 году и на предстоящий пятилетний период, а также итоги деятельности белорусской магистрали в 2016–2020 годах были озвучены в докладе Начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова.
За 2016–2020 годы Белорусской железной дорогой освоено 1,8 млрд рублей инвестиций в основной капитал, в том числе на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь» Государственной программы развития транспортного комплекса республики на 2016–2020 годы.
54% инвестиций направлено на обновление подвижного состава, 35% – на капитальное строительство.
Среди реализованных проектов – открытие регулярного движения поездов на электровозной тяге в направлениях Гомель–Минск–Гомель, Молодечно–Гудогай–госграница, Светлогорск–Жлобин–Минск в рамках электрификации участка Жлобин–Калинковичи.
Ввод в эксплуатацию микропроцессорной централизации в Жлобинском железнодорожном узле. По объему выполненной работы – это один из крупнейших проектов на «пространстве 1520».
Знаковым этапом внедрения цифровых технологий в организацию перевозочного процесса стало открытие Центра управления перевозками Белорусской железной дороги.
Проведена модернизация контейнерного терминала станции Брест-Северный, что позволило увеличить его среднесуточную перерабатывающую способность по перегрузу контейнеров в 1,5 раза, а площади хранения контейнеров – в 2 раза.
За 5 лет на дорогу поставлены 18 грузовых односекционных электровозов серии БКГ2, приобретено 2 единицы современных пятивагонных электропоездов серии ЭПМ для межрегиональных линий бизнес-класса.
Также за этот период поступило 4 единицы современных дизель-поездов серии ДП3 и 6 единиц серии ДП6. Приобретено более 3,3 тысяч грузовых и 50 пассажирских вагонов.
В 2017–18 годах БЖД удалось достичь рекордных за два десятилетия объемов погрузки и грузооборота. Несмотря на снижение в последующие годы, в целом за пятилетку погрузка возросла на 3,8%, что коррелирует с общим ростом белорусской экономики и ВВП.
Объем грузооборота за 2016–2020 годы также вырос на 4%.
Объем погрузки в 2021 году прогнозируется на уровне 85 млн тонн или 102% к 2020 году. Грузооборот за счет роста перевозок во внутриреспубликанском и экспортно-импортном сообщениях ожидается в объеме не менее 42,8 млрд т.км с темпом роста 101%.
Как отметил в своем выступлении Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, рост объемов должен быть обеспечен за счет совершенствования маркетинговой деятельности, проведения конкурентоспособной тарифной политики, развития системы транспортного обслуживания, в том числе через дальнейшую цифровизацию перевозок и расширение области применения электронных документов.
Перспективным направлением по-прежнему являются контейнерные перевозки, реализация новых проектов в данной сфере, а также расширение географии и маршрутов следования. В 2020 общий объем перевозок превысил 1 млн контейнеров в ДФЭ. Более чем на треть возросли перевозки к 2019 году и в 4 раза к 2015 году, причем уверенный рост достигнут во всех видах сообщения. Были созданы все необходимые условия для наращивания экспортных поставок в контейнерах товаров белорусских производителей.
Несмотря на снижение за пятилетку транзитных перевозок грузов на 9%, в 2020 году за счет развития транспортно-логистических и экспедиционных услуг БЖД удалось достичь роста экспорта почти на 40% к уровню 2015 года. Задача на 2021 год – увеличить данный показатель не менее чем на 3% к уровню 2020 года.
Не менее важной для Белорусской железной дороги задачей является повышение качества обеспечения потребностей в перевозках жителей и гостей нашей страны.
Эпидемиологическая ситуация в 2020 году оказала негативное влияние на работу пассажирского комплекса.
Введение ограничительных мер на перемещение населения в связи с распространением коронавирусной инфекции привело к полному прекращению курсирования поездов в международном сообщении. Также процессы, связанные с распространением инфекции, оказали влияние на мобильность населения в пределах республики.
В случае поэтапного снятия ограничительных мер на передвижение граждан в международном сообщении со второго полугодия, выполнение показателя «пассажирооборот» в 2021 году прогнозируется на уровне 4,5 млрд пасс-км или 121,2% к оценке 2020 года, в том числе в пределах республики – рост не менее 117,4% к уровню 2020 года.
По словам Владимира Морозова, для достижения поставленных целей необходимо продолжить работу по повышению клиентоориентированности перевозок пассажиров за счет ускорения движения поездов в межрегиональном сообщении, совершенствованию способов реализации проездных документов, повышению качества обслуживания пассажиров. Важнейшим направлением улучшения качества обслуживания пассажиров является обновление подвижного состава. В 2021 году планируется поступление 6 единиц электропоездов межрегиональных линий бизнес-класса, которые будут задействованы на основных пассажирообразующих направлениях.
Начальник Белорусской железной дороги призвал руководителей предприятий отрасли независимо от внешних факторов добиваться поставленных целей. «Важно гибко и оперативно реагировать на вызовы нашего времени. Только высокий профессионализм, дисциплина, каждодневный труд и самоотдача обеспечат уверенное движение вперед и развитие железнодорожной отрасли страны».
На заседании ТЭС были озвучены и другие важнейшие перспективные задачи, стоящие перед Белорусской железной дорогой на 2021–2025 годы, и, прежде всего, выполнение показателей социально-экономического развития, доведенных Минтрансом, а также реализация положений подпрограммы «Железнодорожный транспорт» Государственной программы развития транспортного комплекса страны на 2021–25 годы.
В ходе заседания технико-экономического совета с докладами выступили и руководители профильных служб и предприятий, которые подвели итоги работы своей деятельности и обозначили перспективные направления на 2021 год и предстоящий пятилетний период.
Оценивая результаты работы Белорусской железной дороги, Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко потребовал принять меры по обеспечению финансовой устойчивости железнодорожной отрасли, совершенствованию тарифной политики, а также обратил внимание на выполнение в 2021–2025 годах мероприятий, обозначенных в программных документах. В частности, БЖД до 2023 года необходимо завершить проект по развитию пассажирских перевозок между городом Минском и городами-спутниками.
Также Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь акцентировал внимание на необходимость продолжения работы по дальнейшей автоматизации технологических процессов и цифровой трансформации Белорусской железной дороги. «Сегодня это становится необходимым условием снижения затрат и, как следствие, повышения конкурентоспособности услуг», – резюмировал Алексей Авраменко.
В завершении своего выступления Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь выразил уверенность, что трудовые коллективы справятся с любыми поставленными перед отраслью задачами.