ОАО «Российские железные дороги» в 2021 году на треть сократило количество скидок грузоотправителям, снизив оценку дополнительных доходов от них и отмечая сохранение объемов перевозок даже по полному тарифу.
«На 31 декабря у нас действовало 70 скидок, на 1 февраля будет действовать 45. Провели некую ревизию и будем проводить дальше», – заявил на брифинге зам. главы РЖД Алексей Шило. «В прошлом году от действия всех скидок мы получили более 10 млрд руб. В этом году мы получим порядка 5-7 млрд руб.«, – уточнил он.
Несмотря на это, монополия не потеряла в объемах транспортировки. «Мы внимательно подошли к тем направлениям, где считаем, что наша поддержка уже не нужна. В течение января после отмены скидок не наблюдаем снижения перевозок. То есть и без скидки те (грузы), которые мы поддержали в прошлом году, продолжают сегодня идти», – сказал топ-менеджер.
В частности, отметил Шило, без дисконта в прежних объемах едет уголь в направлении портов северо-запада РФ (максимально возможная 12,8%-ная льгота предоставлялась с марта, но была отменена с октября из-за того, что отправители не выбирали оговоренные объемы) и удобрения (25%-ная скидка вводилась на перевозки за рубеж альтернативными маршрутами после обрушения моста в пригороде Мурманска и приостановки связи с ним по железной дороге).
«Мы отменили несколько скидок по контейнерам в экспортно-импортном сообщении, где цена несопоставима с тем тарифом, который платит грузоотправитель в конечной цене за перевезенный груз», – заявил зам. главы «Российских железных дорог».
При этом, по его словам, монополия продолжит мониторинг направлений, на которых действовал дисконт. «Есть некоторые пограничные истории, и будем очень внимательно за ними наблюдать», – сказал топ-менеджер. «Если увидим, что пошел переток, допустим, на автомобильный транспорт, значит, мы где-то просчитались, надо условия будет поменять», – отметил Шило.
Более того, подчеркнул зам. главы РЖД, не исключается возможность введения новых преференций, в том числе долгосрочных, как в случае с «Роснефтью» (на 10 лет под гарантию предоставления 237,5 млн тонн грузов).
«Мы говорили, что проведем детальную «ревизию» [тарифных решений], и ее провели с точки зрения маркетинговых исследований. Но это не означает, что мы, в принципе, закрыты для разговора о предоставлении скидок. Там, где для нас важно зафиксировать объемы, как с «Роснефтью», мы готовы это делать, и делать это на «долгосрочку», – заявил он.
«Когда принимается решение, исходим из того, что скидка не должна приводить к потере доходов. Они дается либо под прирост объемов, либо их сохранение, либо для привлечения груза, которого у нас до этого не было», – напомнил Шило, отметив, что заявок от грузоотправителей не стало меньше, «обращений много».
В настоящее время РЖД в рамках «тарифного коридора» имеют возможность давать скидки в размере до 50% для грузов II (базового) и III (высокодоходного) тарифного классов, а также до 25% – для грузов I (низкодоходного) класса при перевозках в пределах 3,3 тыс. км и до 12,8% – на более длинные расстояния.