По итогам марта 2024 года оборот нефтебензиновых цистерн сократился впервые с апреля прошлого года. В 2024 году объем перевозки может вырасти на 2,2%, прогнозируют эксперты
Оборот нефтебензиновых цистерн (среднее время его производственного цикла — от погрузки вагона до следующей погрузки. — РБК) на сети РЖД в марте 2024 года сократился на 1,5 сут, до 18,5 сут, — снижение произошло впервые с апреля 2023 года, подсчитали в Информационном центре операторов (ИЦО, информационно-ценовое агентство, которое специализируется на анализе факторов востребованности и доступности грузовых вагонов, а также прогнозировании ставок аренды). В течение прошлого года показатель держался на стабильно высокой отметке, а пик пришелся на май, когда оборот достиг 20,2 сут.
К снижению показателя привели меры, принятые для нормализации темпов отгрузки топлива, считают в ИЦО: среди них — повышение приоритета перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге и работа регулярных штабов по обеспечению вывоза нефтеналивных грузов.
В РЖД, в свою очередь, отметили, что на улучшение ритмичности работы сети повлияло введение запрета на экспорт нефтепродуктов. В результате этого произошла переориентация их поставок на внутренний рынок с более коротким «плечом». На сокращении оборота сказалось и «плотное взаимодействие» РЖД с нефтеперерабатывающими предприятиями, контроль за продвижением вагонов с нефтепродуктами и точечной заадресовке порожнего транспорта под погрузку. За счет этого удалось исключить излишний парк вагонов на крупнейших станциях, сократив тем самым время простоя под технологическими операциями.
По оценке ИЦО, перевозки бензина (запрет распространяется не на все номенклатурные группы бензинов и имеет ряд исключений) на экспорт в марте 2024-го упали на 63% к уровню февраля в среднесуточном выражении и на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В апреле снижение продолжилось, за первую половину месяца экспорт бензина сократился еще на 10%. Основное снижение пришлось на Северо-Западное направление, где экспорт вовсе остановился. «Сильно просели» перевозки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна — примерно на 85%. Большая часть этих объемов — 67% — была перераспределена на внутренний рынок в различных направлениях, в частности, центральных и юго-восточных регионов.
Источник: rbc