ГАО «Latvijas dzelzceļš» (LDz) получило информацию о решении Совета по конкуренции (KP) в деле о возможном нарушении запретов, установленных Законом «О конкуренции», в деятельности ООО «LDZ CARGO» и ГАО «Latvijas dzelzceļš» в сфере железнодорожных грузовых перевозок, где упомянуто о том, что имело место намеренное использование доминирующего положения, в связи с чем Совет по конкуренции налагает за нарушение закона штраф в размере 5,7 миллиона евро. Об этом говорится в сообщении компании.
Дело о деятельности ООО «LDZ CARGO» и ГАО «Latvijas dzelzceļš» на рынке железнодорожных грузовых перевозок в Латвии Совет по конкуренции возбудил 28 декабря 2018 года после полученного 7 ноября 2017 года заявления от АО «Baltijas ekspresis» и его последующих дополнений. В рамках изучения дела Совет по конкуренции оценивал деятельность ООО «LDZ CARGO» и ГАО «Latvijas dzelzceļš», связанную с доступом перевозчиков к приграничной зоне и с переадресацией грузов.
После получения информации о возбужденном Советом по конкуренции деле ГАО «Latvijas dzelzceļš» и ООО «LDZ CARGO» представили в Совет по конкуренции всю необходимую информацию по анализируемым в деле темам. Для пояснения предположительно неясных вопросов ГАО «Latvijas dzelzceļš» и ООО «LDZ CARGO» в целом направили в Совет по конкуренции 13 письменных объяснительных; состоялись также несколько встреч представителей предприятия и Совета по конкуренции. Однако нужно отметить, что эти письменные объяснительные и высказанная в ходе встреч аргументация не были приняты по внимание.
Трансграничные грузовые перевозки происходят, например, при передаче вагонов российского или белорусского грузового перевозчика, или железнодорожного предприятия, и имеющихся в них грузов латвийскому грузовому перевозчику. Так как железнодорожная инфраструктура не приспособлена для передачи грузов на государственной границе, эта передача происходит на ближайшей железнодорожной станции. Например, при перевозках из Латвии в Россию передаточной станцией в Латвии является Резекне, тогда как передаточные станции в России – это Пыталово и Себеж.
Учитывая, что передача груза связана со значительной ответственностью как за ценность грузов и вагонов, так и за соблюдение экологических требований и других факторов, железнодорожные перевозчики соседних стран тщательно выбирают предприятия, которым доверяют свой груз для перевозки в приграничной полосе, и всем перевозчикам, желающим выполнять перевозки на пограничных участках, необходимо заключить с железными дорогами соседних стран договор о сотрудничестве на эксплуатацию локомотивов и локомотивных бригад в ходе взаимного обслуживания поездов. Подчеркнем также, что заключение подобных договоров о сотрудничестве лежит в сфере ответственности перевозчика – именно он должен получить все необходимые документы и сертификат безопасности, подтвердив железным дорогам соседних стран свой профессионализм и компетентность, и договориться о сотрудничестве.
Частные перевозчики такой возможностью пользуются: по имеющейся в распоряжении LDz информации, АО «Baltijas tranzīta serviss» заключило с Белорусской железной дорогой и Российскими железными дорогами договоры об использовании локомотивов, тогда как ООО «Euro Rail Cargo» заключило с Российскими железными дорогами договор на передачу грузов и вагонов, использование локомотивов и осуществление расчетов. Таким образом, есть основания утверждать, что и частные перевозчики, желающие выполнять перевозки в приграничной зоне и заключать договоры о сотрудничестве с железными дорогами соседних стран, имеют такую возможность и пользуются ею.
К тому же еще 19 сентября 2019 года, то есть более чем за год до принятия решения Советом по конкуренции, между ГАО «Latvijas dzelzceļš» и Государственной железнодорожной администрацией был заключен административный договор, предусматривающий дополнительное регулирование для предоставления всем перевозчикам прямой неопосредованной возможности по выполнению международных грузовых перевозок. Согласно этому административному договору, ГАО «Latvijas dzelzceļš» без посредничества ООО «LDZ CARGO» обеспечивает учет вагонов и контейнеров, расчеты за использование вагонов и контейнеров зарубежного парка, а также передачу информации и составление отчетов по показателям железнодорожной деятельности.
В сфере грузовых перевозок ООО «LDZ CARGO» работает с 2007 года, когда была проведена реорганизация ГАО «Latvijas dzelzceļš» с отделением железнодорожных грузовых перевозок от управления инфраструктурой. Учитывая тот факт, что ГАО «Latvijas dzelzceļš» входит в Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ, ООО «LDZ CARGO», как дочернее общество LDz, в 2007 году было уполномочено исполнять обязательства по отношению к железнодорожным администрациям других стран, в том числе выполнять грузовые перевозки в сотрудничестве с зарубежными железнодорожными предприятиями. В свою очередь, другим предприятиям, вышедшим на рынок железнодорожных перевозок еще до отделения ООО «LDZ CARGO» от LDz, были предложены технологии, обеспечивающие возможность участия в международных перевозках, и предприятия их одобрили, предложив также продолжать сотрудничество и после основания ООО «LDZ CARGO». Из этого вытекает, что LDz не только не ограничивало конкуренцию, но и побуждало других коммерсантов включаться в международные грузовые перевозки.
Таким образом, ГАО «Latvijas dzelzceļš», опираясь на упомянутые факты, считает, что решение Совета по конкуренции является необоснованным и при его принятии не были учтены все представленные причастными сторонами аргументы, поэтому предприятие подаст в Административный окружной суд запрос об отмене соответствующего решения Совета по конкуренции