Ставки на железнодорожные перевозки грузов в контейнерах из Китая в Россию в мае демонстрируют самый сильный рост за последние 1,5 года. Об этом говорится в обзоре Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
Доставка стандартного 40-футового контейнера (FEU), который находится в собственности оператора, в Москву в сравнении с апрелем подорожала в среднем на $300. Например, стоимость услуги на маршруте из Сианя в Москву выросла на 5,6% в месячном выражении до $5000, из Чунцина – на 5,2% до $5050, из Шанхая – на 6,4% до $5647, из Гуанчжоу – на 7,8% до $5674.
По данным ЦЦИ, ставки растут из-за нехватки контейнеров в КНР – дефицит тары особенно ощущается на припортовых станциях. Ставки их выдачи в этой стране заметно выросли в последнее время: с $1300-1500 в апреле до $1800-2000 в мае при учете получения в Шанхае или Нинбо и сдачи на одном из подмосковных терминалов. Особенно сложно найти контейнеры для перевозок грузов по самым популярным маршрутам – в Москву, Новосибирск и Екатеринбург, следует из обзора.
Ранее это стало причиной роста ставок морского фрахта, а теперь вслед за ними выросла стоимость доставки и по прямым железнодорожным маршрутам, отмечают в ЦЦИ. В начале мая белорусское издание сообщало о том, что морской фрахт контейнеров из КНР в Россию и Белоруссию подорожал на $800-1500.
Дальнейшая динамика ставок на доставку контейнеров из КНР будет зависеть от объемов перевозок: при сохранении тенденции снижения импорта операторы будут ограничены в дальнейшем росте своих тарифов, говорится в обзоре.
В апреле по сети РЖД перевезено 637 200 TEU (20-футовый эквивалент) груженых и порожних контейнеров против 681 500 TEU месяцем ранее, следует из данных ЦЦИ. Прирост объемов контейнерных перевозок в годовом выражении замедлился до 4%. Это самый низкий темп прироста с января 2023 г.
Несмотря на это, в апреле на сети РЖД обновлен исторический рекорд по объему контейнерных перевозок в транзитном сообщении. Как отмечают аналитики, он составил 106 600 TEU. В 2023 г. по сети РЖД, по данным компании, было перевезено 7,4 млн TEU груженых и порожних контейнеров, что на 14% больше показателя за 2022 г.
Определенные затруднения в предоставлении контейнеров для перевозки грузов из Китая в Россию есть, признает представитель транспортной группы Fesco. По его словам, они вызваны ограничениями в вывозе контейнеров из РФ и «возросшим дисбалансом» экспортных и импортных грузопотоков. «Fesco контролирует ситуацию на этом направлении, заранее провела ряд подготовительных мероприятий по подготовке контейнерного парка на китайских терминалах», – добавляет собеседник «Ведомостей».
В ЦЦИ отмечают, что на терминалах крупнейших городов России продолжают скапливаться контейнеры «из-за превышения входящего потока грузов над исходящим». «В мае Новосибирск присоединился к Москве и Екатеринбургу как город, в котором владельцы контейнерного оборудования готовы предоставить субсидию в $1000 за пользование 40-футовыми контейнерами для их отправки в Китай», – пишут аналитики.
Причина дефицита контейнеров в Китае в том, что большинство из них застряло на терминалах Северо-Западной и Центральной части России, говорит источник «Ведомостей» в одном из логистических операторов. Вывезти эти контейнеры на восток, по его словам, не получается, поскольку РЖД существенно сократила отправки контейнерных поездов в этом направлении, отдавая приоритет составам с углем и нефтепродуктами.
В условиях ограниченных пропускных способностей Восточного полигона железных дорог (БАМ и Транссиб) отправление контейнерных поездов осуществляется в соответствии с временными правилами определения очередности грузов, напоминает представитель РЖД. По его словам, компания ожидает продолжения роста контейнерных перевозок в 2024 г.
«РЖД предложила китайским коллегам расширить практику формирования контейнерных поездов из вагонов, следующих с одной станции отправления в КНР на одну станцию назначения в России с подбором по пропускной способности конкретного терминала. Это позволит увеличить количество передаваемых поездов за счет сокращения потребности в маневровых операциях по переформированию составов на приграничных станциях», – добавил собеседник.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает проблему с ростом ставок «сиюминутной». Компании, договорившиеся о выдаче контейнеров заранее либо располагающие собственной тарой, проблем с повышением ставок не испытывают, отмечает аналитик. При этом он признает, что пока профицит контейнеров, в первую очередь в Московском регионе, сохраняется. В связи с этим доплата за возврат контейнеров в Китай продолжит расти – там они сейчас востребованы и на них можно зарабатывать больше, чем в России, поясняет Бурмистров.
Ценник на перевозку грузов в контейнерах из Китая в Россию практически не менялся с начала года и подрос только в мае, отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его словам, это происходит из-за увеличения стоимости за порожние контейнеры, которые зависают в районе Московского железнодорожного узла. Эксперт считает, что ставки вряд ли поднимутся существенно выше текущего уровня.
Источник: РЖД