На сети наблюдается сильный профицит парка. Вкупе с низкой доходностью и большими затратами РЖД следует рассмотреть вопрос о снижении тарифа, чтобы не потерять грузы. Об этом на конференции «Железная дорога vs автотранспорт: конкуренция за грузы» рассказал коммерческий директор ООО «ЛитКол» Константин Колющенко.
Профицит парка универсальных платформ ежемесячно оценивается в 22 000 единиц. Причем этот профицит наблюдается уже несколько лет. И уже несколько лет доходность универсальных платформ колеблется в диапазоне от 1000 до 1300 рублей без НДС в сутки. Это самая низкая доходность из всех типов подвижного состава в настоящее время, которая в принципе не предполагает обновления этого парка. В ближайшие годы ожидается небольшое списание парка универсальных платформ по сроку службы. К 2030 году объем списания составит не более 1000 платформ, что сохранит проблему профицита парка.
Основная часть затрат грузоотправителя при перевозках на универсальных платформах приходится на две составляющие – провозную плату ОАО «РЖД» (ж/д тариф) и плату за предоставление платформ клиенту. Таким образом, стоимость предоставления универсальной платформы в затратах грузоотправителя занимает сегодня от 6 до 50%, а основную стоимость перевозки составляют платежи, вносимые ОАО «РЖД».
«В сфере перевозок грузов универсальными платформами падение грузовой базы никак не вызвано действиями операторов, которые в результате высокой конкуренции предлагают очень низкие ставки. Если рассматривать ситуацию с финансовой точки зрения, то именно ОАО «РЖД» следует снизить свои тарифы», – отмечает К. Колющенко.
В сумме всех перечисленных факторов конкуренция с автотранспортом в сегменте перевозок на универсальных платформах ощущается очень остро, и уже заметна частична миграция грузовой базы, в частности, колесной и гусеничной техники, а также различных видов оборудования с железнодорожного транспорта.
Источник: РЖД-Партнер