На текущий момент номинальный долг АО «НК «Қазақстан темір жолы» составляет 2,9 трлн. тенге [≈ $ 6.4 млрд], 30% из которых номинированы в иностранной валюте.
Ежегодно улучшаются производственные и финансовые показатели компании АО «НК «Қазақстан темір жолы». В течение трех лет выручка компании показывает устойчивую динамику, поднявшись с 1,3 трлн тенге в 2021 году до почти 2 трлн тенге в 2023 году. По итогам 2023 года прибыль составила 134 млрд тенге, что в 4 раза больше 2022 года. Это наилучший показатель Компании за последние 10 лет. При этом компания вовремя погашает все свои обязательства по кредитам.
Стабильное финансовое положение КТЖ также подтверждается уровнем кредитных рейтингов от международных рейтинговых агентств и доверием со стороны международных финансовых институтов, предоставляющих Компании кредитные средства и гарантии (Moody’s Investors Service – кредитный рейтинг «Baa3», прогноз «Стабильный»; FitchRatings – кредитный рейтинг «BBB-», прогноз «Стабильный»; S&P – кредитный рейтинг «BB», прогноз «Стабильный»; Moody’s ESG Solutions - ESG рейтинг - А2, 57 баллов).
В настоящее время Компанией совместно с Правительством Республики Казахстан и ФНБ «Самрук-Казына» проводится работа по постепенному повышению регулируемых тарифов и увеличению транзитных доходов для снижения уровня долга и обеспечения достаточного уровня инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав.
На заседании мажилиса Республики Казахстан [Нижняя палата Парламента Казахстана] председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов рассказал о финансовом состоянии компании АО «НК «Қазақстан темір жолы».
"Некогда самодостаточная компания "Қазақстан темір жолы" по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ", – сказал он.
При этом частные перевозчики грузов осуществляют наиболее прибыльные перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда, на электрифицированных участках, пояснил Смаилов.
"Тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены. В отдельных случаях на 32%. В том числе за счет включения затрат, которые фактически не производятся. А это значительно влияет на стоимость перевозки товара для конечного потребителя. Здесь также усматриваются слабые позиции уполномоченного органа по регулированию тарифов. Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков", – отметил он.
Так, по его словам, 73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости.
"Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины – по экспорту. При этом уровень отдельных тарифов на экспорт ниже, чем на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики. Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован работать по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в "красной" зоне кредитного риска", – подчеркнул аудитор.
Долг нацперевозчика на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти, сказал он. При этом 45%, или 1,3 трлн тенге, из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств. В связи с этим, по его мнению, необходимо провести оптимизацию затрат КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния.
Ранее, был проведен аудит на 23 объектах компании АО «НК «Қазақстан темір жолы». Некоторые данные аудита КТЖ находятся под грифом секретности.
На заседании мажилиса Алихан Смаилов ответил, почему ситуация в КТЖ ухудшилась, когда он был премьером.
Глава Высшей аудиторской палаты сообщил, что знал о ситуации в КТЖ.
"Мы все об этом знаем, мы эти вопросы поднимали несколько раз, обращались в отраслевые министерства, КТЖ направляли поручения. Требовали работы. Но мер было недостаточно. Поэтому мы вынуждены данный вопрос поднять еще раз", - сказал он.
"Некоторые данные подлежат только для служебного пользования, поэтому и мы свои аудиторские материалы поставили под гриф секретности. Ограничения есть о публикации", - пояснил он.
По результатам аудита пять материалов были переданы в правоохранительные органы, 117 материалов направлены для привлечения к адмответственности.
Источник: Қазақстан темір жолы