По данным FESCO, перевозки контейнеров в России по итогам января—мая выросли на 10% к тому же периоду 2023 года, до 2,76 млн TEU. В мае объем контейнерного рынка увеличился на 6%, до 580 тыс. TEU. Позитивная динамика отмечается по всем направлениям.
Так, контейнерный импорт вырос на 7%, до 1,18 млн TEU, экспорт — на 10%, до 760 тыс. TEU. Наибольший рост показали внутренние перевозки — на 16%, до 564 тыс. TEU, и транзит — на 19%, до 249 тыс. TEU.
В FESCO уточняют, что основным драйвером рынка остаются перевозки через порт Санкт-Петербург.
Статистика FESCO учитывает объем перевозок груженых контейнеров через порты, железной дорогой и большую часть перевозок автотранспортом. По данным ОАО РЖД, за первые пять месяцев 2024 года во всех видах сообщения перевезено свыше 3,2 млн TEU груженых и порожних контейнеров, что на 9,1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Перевозка только груженых контейнеров выросла на 7,5%, до 2,35 млн TEU. На сети ОАО РЖД наиболее динамично росли перевозки продуктов перемола, химических и минеральных удобрений, строительных грузов, автомобилей и комплектующих, мяса, масла и других продуктов.
В FESCO сказали, что прогнозируют рост контейнерного рынка России на 6–8% по итогам 2024 года «с учетом всех факторов и при сохранении ограничений на перевозку контейнеров на Восточном полигоне». Исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков в интервью изданию прогнозировал рост рынка на 10% в этом году, отмечая, что динамика будет зависеть от квот на отправку контейнерных поездов на Дальний Восток. В ОАО РЖД сказали, что ожидают продолжения роста контейнерных перевозок в 2024 году. «Этому будет способствовать развитие сети специализированных терминалов и площадок, технологии перевозок контейнеров в полувагонах, использование нового погранперехода с КНР (Нижнеленинское—Тунцзян) и другие решения»,— отмечают там.
Но рынок остается под влиянием и негативных трендов.
Как рассказывали участники отрасли, количество порожних контейнеров в Китае резко сократилось, что повлияло на стоимость перевозки. В России в этих условиях резко увеличился дисбаланс между контейнерным импортом и экспортом и выросли стоки порожних контейнеров в Центральном транспортном узле и на северо-западе, которые невозможно вернуть обратно в Китай. Экспорт контейнеров из РФ сковывает сокращение выделенных квот на пропуск контейнерных поездов на Дальний Восток.
«Безусловно, это сдерживающие факторы для более масштабного роста рынка»,— говорят в FESCO. Тем не менее, отмечают в компании, контейнерные перевозки продолжают увеличиваться в том числе за счет новых логистических направлений — кратно растет Индия, страны Юго-Восточной Азии. Сергей Авсейков указывает, что контейнерный сегмент остается самым позитивным на логистическом рынке, хотя из-за инфраструктурных ограничений контейнерные перевозки на восток снизились на 20% год к году.
Как отмечает господин Авсейков, важно возобновить меру по направлению на восток дополнительных контейнерных поездов, которая применялась по поручению президента РФ в 2023 году. По его словам, это можно предусмотреть в рамках временных правил или правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые вступят в силу с сентября. В случае даже частичного снятия ограничений до уровня прошлого года контейнерные перевозки могут вырасти на 10–11% в целом и на 20–30% в направлении Дальнего Востока, подсчитал Сергей Авсейков.
В ОАО РЖД сообщили, что компания использует все возможности для дополнительного пропуска поездов на восток в рамках действующих временных правил очередности. Для максимизации полезного использования пропускной способности применяются технологии вождения соединенных контейнерных поездов, добавляют там.
Справочно: TEU — Twenty-foot equivalent unit (ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент)
1 TEU (ДФЭ) обозначает грузовую вместимость одного двадцатифутового контейнера.
FESCO — одна из крупнейших транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса.
Источник: Коммерсантъ