data-caption= data-caption= data-caption=
Железнодорожный мост Нижнеленинское—Тунцзян на границе с Китаем может обрести нового собственника

ЖД инфраструктура

 

Намечается реструктуризация владения российской частью железнодорожного трансграничного моста Нижнеленинское—Тунцзян. Управляющее объектом ООО «Рубикон» продало недвижимое имущество — мостовой переход — ООО ИФР-1, сказано в пояснениях к отчетности «Рубикона» за 2023 год.

Подписание акта приема-передачи должно, согласно документу, состояться до 1 июля, договор заключен в декабре 2023 года. Стоимость имущества — 27 млрд руб.

«Так как мостовой переход является единственным активом, от эксплуатации которого общество получает выручку, не исключена вероятность принятия участниками общества решения о ликвидации ООО "Рубикон"»,— сообщается в отчетности.

По данным Kartoteka.Ru, 51% ООО ИФР-1 принадлежит ЗПИФ «Ипомея» под управлением «ААА Управление капиталом» (бывшая «Газпромбанк — управление активами»). По 24,5% — у подконтрольного Газпромбанку ООО «Инфраструктура ГЧП» и ООО «Карекс» Елены Полянской. В Газпромбанке от комментариев отказались.

ООО «Рубикон» изначально принадлежало Фонду развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) и Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ). Сейчас, сообщается в отчетности, компания находится под конечным контролем РФ и Китая. По 28,125% в ООО владеют кипрские Exarzo Holdings Ltd. и Laxont Holdings Ltd., права которых по решению суда приостановлены до конца 2024 года, сказано в отчетности. Эти структуры фигурировали ранее как аффилированные лица Российско-китайского инвестиционного фонда (создан РФПИ и China Investment Corporation) и ФРДВ.

Еще 25% «Рубикона» принадлежит АО «РЖД-Инфраструктурные проекты». В ОАО РЖД сообщили, что на данный момент «РЖД-Инфраструктурные проекты» продолжает владеть этой долей. В декабре 2023 года в капитал «Рубикона» вошла ИФР-1, выкупив у ВЭБ.ДВ долю в 18,75% за 849 млн руб., сказано в отчетности.

Мост Нижнеленинское—Тунцзян плановой пропускной способностью в 5,5 млн тонн в год с возможностью роста до 9,6 млн тонн расположен в Еврейской автономной области. Движение запущено в ноябре 2022 года. В основном эксплуатируется в экспортном сообщении, перевозится уголь и железная руда, в небольших количествах — контейнеры.

В январе—мае 2024 года перевозки через Нижнеленинское—Тунцзян выросли в 2,3 раза, до 2,2 млн тонн. В том числе было экспортировано 1,4 млн тонн угля и 674 тыс. тонн руды. По информации ихдания, китайская сторона рассматривает в перспективе организацию пассажирского сообщения через Нижнеленинское—Тунцзян. В 2023 году «Рубикон» получил за использование железнодорожной инфраструктуры 1,57 млрд руб., сказано в отчетности.

По словам источника, ИФР-1 в итоге станет оператором моста. Хотя другой собеседник уверяет, что происходит только «определенная реструктуризация владения».

А один из собеседников констатирует, что происходит классический для корпоративных практик последних двух лет перевод актива во владение ЗПИФа, скрывающего участников и обеспечивающего определенную защиту от санкций.

Впрочем, управляющий партнер Veta Илья Жарский не думает, что в данной ситуации выбор ЗПИФа обусловлен санкциями. Как отмечает эксперт, анонимность бенефициаров не является абсолютной и не позволяет скрыть сам факт сделки, а использование ЗПИФа может быть связано с особенностями финансирования. Обычно, говорит господин Жарский, ЗПИФы создаются с целью привлечения инвестиций в проект при условии, что число инвесторов может со временем меняться, равно как может и соотношение объемов вложенных в проект средств со стороны его участников. По его словам, ЗПИФ предполагает куда более низкий порог входа и выхода инвестора, при котором не требуется увеличение уставного капитала, созыв общего собрания участников и т. д.

Источник: Коммерсантъ