data-caption= data-caption= data-caption=
Разработан проект восстановления железнодорожного участка Сковородино – Рейново

ЖД инфраструктура

 

В компании «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) разработали проект восстановления железнодорожного участка Сковородино – Рейново, необходимого для соединения с сетью ОАО «РЖД» погранперехода с Китаем Джалинда – Мохэ.

По оценкам ЖДЯ, реконструкция участка под грузопоток в 5 млн тонн потребует 4,2 млрд руб., которые могут предоставить правительство Якутии в виде денежных средств и ОАО «РЖД» в виде инфраструктуры. Даже если РФ помирится с Европой, товарооборот с Китаем продолжит расти и новый погранпереход будет востребован, считают эксперты.

ЖДЯ (46,6% принадлежат ОАО «РЖД», 49% – правительству республики) разработало организационно-правовую модель восстановления железнодорожного участка Сковородино – Рейново, необходимого для соединения погранперехода с Китаем Джалинда – Мохэ в Амурской области с сетью ОАО «РЖД».

Погранпереход Джалинда – Мохэ, функционировавший до 2008 года, сейчас не действует, но планируется его восстановление и развитие. Предполагается, что сначала погранпереход будет работать в смешанном режиме: в период навигации судами, а в период ледостава – автотранспортом. Затем будет построен железнодорожный мост через Амур. ЗАО «Граница», оператор речного порта Джалинда, уже направило заявку на возобновление работы пункта пропуска в Минтранс. О намерении принять участие в строительстве сообщали «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова и Газпромбанк.

В январе на встрече с президентом Владимиром Путиным господин Байсаров сообщил, что компания с Минтрансом, Минвостокразвития, руководством Амурской области и ОАО «РЖД» приступила к проектированию и строительству железнодорожного мостового перехода Джалинда – Мохэ. Перспективный экспортный грузопоток из Якутии и Амурской области Руслан Байсаров по итогам строительства оценил в 20 млн тонн в год.

Но с обеих сторон границы необходима достройка инфраструктуры. Участок Сковородино (станция Транссиба) – Рейново (станция в Джалинде) протяженностью 68 км законсервирован и разобран на 70%. Без его восстановления погранпереход не будет присоединен к основной инфраструктуре ОАО «РЖД».

ЖДЯ закладывает в финансовую модель пропускную способность участка в 5 млн тонн, приоритетный груз – якутский грузопоток в контейнерах open-top. Основные перспективные грузы – уголь «Колмара», «Якутугля» и иных угольных компаний региона, железорудный концентрат «Мечела», СПГ, лес, апатиты. По оценкам ЖДЯ, создание меридионального коридора от Нижнего Бестяха в Китай через погранпереход Джалинда – Мохэ сократит путь следования якутских грузов на 2 тыс. км, а время доставки – в 2,5 раза. Для угля это даст экономию затрат на доставку в 25-30%, для рудных грузов – на 17-20%, для лесных – на 65%, согласно данным компании.

Необходимый объем капитальных вложений в восстановление участка Сковородино – Рейново в ЖДЯ оценили в 4,18 млрд руб. без НДС, из которых 1,52 млрд руб. требуется на реконструкцию ветки, а 2,66 млрд руб. – на развитие станции Рейново-Пограничная.

По модели ЖДЯ, Якутия предоставит на проект 2 млрд руб., а также часть налога на имущество объектов инфраструктуры ЖДЯ, уплаченного в бюджет республики. От ОАО «РЖД» ожидается внесение в уставный капитал ЖДЯ законсервированного участка. В ОАО «РЖД» сообщили, что «обсуждается схема совместной реализации проекта»

После восстановления участок Сковородино – Рейново будет переведен в статус путей необщего пользования с тарифом, не превышающим стандартный тариф ОАО «РЖД». По расчетам ЖДЯ, IRR проекта – 10,1%, период окупаемости – 16,2 года.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что сложности в торговле с Китаем сегодня касаются не столько физических поставок, сколько финансовых трансакций, которые так или иначе будут преодолены. В среднесрочной перспективе, считает он, товарооборот с Китаем продолжит расти, поэтому новый погранпереход будет востребован. Даже если в будущем произойдет ослабление санкций, возврат к прежней структуре товарооборота невозможен и альтернатив развитию восточного направления нет, говорит эксперт.

Источник: Коммерсантъ