data-caption= data-caption= data-caption=
На сети ОАО «РЖД» стало меньше брошенных поездов

Движение поездов

 

На железнодорожных путях общего пользования в январе – марте 2024 г. РЖД было временно отставлено от движения 14 429 грузовых поездов. Об этом говорится в презентации Национального исследовательского центра (НИЦ) «Перевозки и инфраструктура». Этот показатель на 19% ниже аналогичного периода 2023 г.

НИЦ считает брошенным грузовой поезд, который «задерживается в продвижении к станции назначения по коммерческим, техническим или технологическим причинам». При этом сам состав может стоять как с локомотивом, так и без него. Отставленным от движения он будет считаться в случае простоя на промежуточной станции более 6 часов, на технической – более 12 часов, следует из презентации НИЦа.

Условным термином «брошенный поезд», как правило, определяется состав, оставленный без локомотива на боковом пути станции более чем на 24 часа, сказал представитель РЖД. Показатель включает в себя отдельные вагоны и группы вагонов, находящиеся в ожидании выполнения технологических операций, уточняет он. Груженые поезда останавливают на станциях в случае неприема груза грузополучателями, порожние вагоны могут простаивать из-за занятости пути или неготовности к их приему со стороны грузоотправителя, отмечает представитель монополии.

Половина от брошенных в I квартале поездов пришлась на груженые составы, 28% – на порожние, а оставшиеся 22% – на контейнерные, следует из презентации НИЦа. Больше всех снизилось количество отставленных от движения груженых поездов на сети – на 26% в годовом выражении до 7189 единиц. Количество порожняка, наоборот, выросло на 8% до 4045 составов, а контейнерных поездов снизилось на 24% до 3195 шт.

Основной причиной отставления поездов от движения на протяжении последних трех лет остается неприем поезда станцией назначения в России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, следует из данных НИЦа. Количество брошенных составов не имеет прямой зависимости от качества работы РЖД, подчеркивает представитель госкомпании. Приостановка движения может быть частью технического процесса и не иметь влияния на сроки доставки груза, добавляет он.

Во II квартале 2024 г., по оценкам НИЦа, количество брошенных поездов в годовом выражении (к тому же периоду прошлого года) снизится, а в квартальном ожидается небольшой рост, сказал президент центра Павел Иванкин. Основные причины отставления от движения составов, по его словам, не меняются – это неприем поездов на станциях назначения и проблемы с локомотивами.

РЖД столкнулась с дефицитом тяги на сети из-за длительного простоя локомотивов в ремонте в конце 2023 – начале 2024 г.. Номинально количества локомотивов хватало для освоения имеющейся грузовой базы, но из-за большого объема ремонтных работ и длительного нахождения в сервисе локомотивов возможности вывоза груза уменьшаются, поясняли тогда в РЖД.

Снижение количества брошенных поездов говорит об улучшении ситуации с перевозкой грузов по сети РЖД, полагает Иванкин. «Отчасти этот показатель влияет на оборот вагона, так как общесетевой оборот учитывает и время простоя брошенных поездов. Но прямой зависимости между количеством отставленных от движения составов и изменением оборота вагона нет», – пояснил собеседник.

Гендиректор и владелец контейнерного оператора «Логопер» Александр Кахидзе говорил, что в этом году контейнерный поезд проезжает по железной дороге в среднем 520–530 км в сутки – на 10–20% меньше, чем в 2023 г. Он отмечал, что, хотя простой составов на сети «не является системным явлением», темпы строительства на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) сейчас существенно выросли и РЖД приходится наращивать объемы перевозок в сузившиеся временные рамки.

Основные ограничения контейнерных перевозок связаны с лимитированными возможностями инфраструктуры Восточного полигона и фактическим запретом порожних отправок на восток, говорит представитель группы «Дело» (владеет крупнейшим контейнерным оператором «Трансконтейнер»). Спрос на отправку контейнеров в этом направлении превышает текущий объем перевозок и операторы заинтересованы в его наращивании, добавляет собеседник.

Брошенный поезд в целом является «симптомом здорового состояния» перевозок, считает зампред Союза операторов железнодорожного транспорта Денис Семенкин. Когда погрузка на сети растет и увеличивается размер вагонного парка для обеспечения этой погрузки, то таких поездов естественным образом становится больше, поясняет он.

В последние месяцы брошенных поездов действительно стало меньше, признает Семенкин. Но это происходит, по его словам, за счет массовых отказов РЖД в приеме груженых и порожних вагонов к перевозке. «Эти вагоны остаются на подъездных путях в ожидании приема к перевозке и не переходят в состояние брошенности», – уточняет он. В результате, по словам Семенкина, это приводит к снижению погрузки на железнодорожной сети.

Погрузка на сети РЖД в первом полугодии снизилась на 3% в годовом выражении до 600,3 млн т, сообщала монополия 1 июля. В июне перевозки грузов сократились также на 3% до 98,3 млн т.

Источник: Ведомости