Квоты на ввоз по железной дороге в Калининградскую область товаров, включенных в санкционные пакеты ЕС, израсходованы на 27 %. В свою очередь, годовые квоты на вывоз санкционной продукции использованы только на 19 %.
Такие данные озвучил 21 июня на заседании комитета по транспорту и таможенной политике руководитель Территориального центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Максим Прокофьев.
При этом РЖД столкнулось с проблемой порожних вагонов при использовании для доставки грузов морского транспорта. Как следовало из доклада представителя РЖД, проблема с порожними вагонами возникает при перевозке наливных грузов. Это сокращает вагонный парк РЖД для перевозки других видов товаров. Прокофьев в результате призвал бизнес использовать операторов вагонного парка, не попавших под санкции. Гипотетически это дает возможность перевозить наливные грузы железнодорожным путем без использования паромов.
«На сегодняшний день на "Калининградской железной дороге" 251 вагон к накатке на паромы. Большая часть этих вагонов — порожний подвижной состав из-под налива. Коллег, которые занимаются бизнесом (именно наливом), прошу обратить внимание и по возможности использовать несанкционных операторов. Есть запрос от нашего бизнеса на перевозку грузов от производителей из нашей области через паромы. Мы прогнозируем рост перевозки груженых вагонов и просим сократить порожняк, который следует на паромы», — прокомментировал ситуацию Прокофьев.
В 2023 году общая квота, установленная Литовской Республикой на ж/д транзит санкционных грузов, составляла порядка 2,4 млн тонн. Экс-губернатор области Антон Алиханов в феврале 2024 года заявил, что литовская сторона уменьшила на 2024 год квоты на 20 %.
Из статистики морских перевозок по состоянию на август 2023 года следовало, что в вагонах на паромах из Калининградской области за 3 месяца отправили всего 24,8 тыс. тонн грузов (7,2 тонны в среднем на 1 вагон), в то время как привезли почти в 10 раз больше — 238 тыс. тонн (57,1 тонны на 1 вагон).
-
Региональный бизнес испытывает сложности с поиском вагонов для доставки грузов в Калининградскую область. В частности, от железнодорожного транзита отказались металлотрейдеры. «Транзит через Литовскую Республику для нас по-прежнему закрыт. Даже при наличии квот, любезно выделенных соседями на этот сезон, наши резиденты по-прежнему не рискуют ими воспользоваться: собственники вагонов, зная, на какие «сюрпризы» способен наш прибалтийский «сосед», закладывают настолько баснословные штрафы за малейший простой, что калининградские металлотрейдеры даже не рассматривают возможность транзита», — комментировал ситуацию основатель «Балтийской металлургической компании» Олег Чернов.
-
В мае 2024 года председатель комитета по транспорту и таможенной политики КТПП и соучредитель компании «Карго Сервис» Сергей Заворотынский заявил, что порядка 40 % вагонного парка РФ не может использоваться для транзита грузов по калининградскому направлению. С апреля Литва ограничила доступ на свою территорию вагонам «Федеральной грузовой компании» и «Первой грузовой компании». «Если мы берем только "Федеральную грузовую компанию" и "Первую грузовую компанию", то получается, что в область не попадает примерно половина, чуть меньше — 40 % — парка, который на территории РФ. Из 1,3 млн эти двое владели порядка полумиллионом вагонов]», — подчеркнул Заворотынский.
-
Литва сократила в 2024 году квоты на железнодорожный транзит цемента в Калининградскую область. Ограничение установлено в размере 212,4 тыс. тонн. В 2023 году квота составляла порядка 239 тыс.тонн,что на 11,1% больше, чем установлено на текущий год. Литовская Республика устанавливает ежегодные квоты на железнодорожный транзит товаров по калининградскому направлению, которые были включены в санкционные списки ЕС.
Источник: Rugrad