Правительство России готовится к запуску с 1 августа 2024 года эксперимента по переводу в электронный вид оформления грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным видами транспорта за счет новой информсистемы — Национальной цифровой транспортно-логистической платформы для оформления перевозок грузов.
Цель — апробация прототипов подсистем и сервисов новой платформы, которая должна обеспечить бесшовную грузовую логистику. Результатом должны стать мультимодальные перевозки, полностью оформленные в электронном виде.
В частности, в ходе эксперимента будут протестированы технологии выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов в режиме «одного окна», а также технологии сбора и верификации информации о перевозчиках, формирование их рейтинга по данным о перевозках грузов и сформированы проекты изменений в законодательство, регламентирующие переход на электронный документооборот при грузоперевозках.
Со стороны государства в эксперименте примут участие Минтранс, МВД, Минвостока, Минэкономики, ФТС, ФНС, ФСБ, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Ространснадзор.
Также в рамку эксперимента включены Российский экспортный центр и РЖД. Участие отправителей, перевозчиков и получателей грузов, экспедиторов и операторов электронного документооборота в пилотном проекте будет добровольным.
Оператором платформы будет Минтранс — ему и Минцифры нужно до 15 января разместить на портале «Госуслуги» «единое окно» для взаимодействия государства и компаний в сфере транспортно-экспедиционных услуг. Минтрансу также нужно регламентировать виды используемых в эксперименте документов, взаимодействие платформы с корпоративными системами сопровождения грузов, а также разграничить функции участников эксперимента.
Минтранс рассчитывает на создание новых подходов к логистическому обслуживанию из-за разрыва большинства транспортно-логистических цепочек поставок с европейскими странами, а также в связи с переориентацией внешней торговли на страны Юго-Восточной и Центральной Азии.
Платформа могла бы частично решить проблемы отсутствия электронного обмена транспортными документами и разрешениями со странами БРИКС, ШОС, АСЕАН, а также обеспечить унификацию перевозочных документов (как перечня, так и содержания).
Источники издания при этом указывали, что платформа создается в том числе для интеграции российской транспортной системы с аналогичными системами Китая и Индии, где аналоги таких систем уже есть.
Участники рынка мультимодальных перевозок отмечают несколько потенциальных проблем в сфере их координации и цифровизации на федеральном уровне. Так, большинство логистических компаний в последние годы активно развивали собственные системы сопровождения грузов и их интеграцию в том числе с таможенными органами — от них необходимость подключения к федеральной системе потребует перестройки собственного IT.
При этом сейчас вопросы пограничных формальностей в перевозках компании решают самостоятельно и накопили в этом опыт — а вопрос, насколько он может и будет учтен при «стыковке» федеральной системы с иностранными логистическими операторами, остается открытым. В то же время идея передачи контроля над системой подачи заявок на железнодорожные перевозки от РЖД «внешнему» федеральному оператору не вызывает протеста у ряда крупных игроков рынка — они видят в ней надежду на повышение прозрачности и эффективности внутренних процессов на железной дороге.
В Торгово-промышленной палате (ТПП) отмечают, что в сфере автотранспорта уже сейчас можно обмениваться электронными перевозочными документами, а эксперимент расширит цифровое взаимодействие, обеспечит эффективный сбор и верификацию сведений о перевозчиках.
Основатель цифровой транспортной компании Deliver Данил Рудаков соглашается, что оцифровка автомобильных грузоперевозок государством сможет в значительной степени «обелить» рынок, убрать серые схемы, в том числе уклонения от уплаты налогов, которые создают условия для недобросовестной конкуренции на рынке. Проблем в «стыковке» систем в компании не видят, поскольку ее платформа построена на различных интеграциях и готова к ним (более 50 внешних интеграций с ТМС-системами клиентов и с госуслугами).
«Отдельный вопрос — формирование рейтинга грузоперевозчиков, который должен быть прозрачным и предусматривать механизм оспаривания проблемных ситуаций»,— обращает внимание президент ТПП Сергей Катырин. В целом же профильный бизнес, по его мнению, готов к трансформациям.
Источник: Коммерсантъ