data-caption= data-caption= data-caption=
Узбекистан продолжает развитие международных транспортных коридоров

ЖД Администрации

Укрепление сотрудничества Узбекистана и России носит положительный эффект. Об этом свидетельствует рост объёма железнодорожных перевозок между двумя странами, рассказал в интервью первый заместитель председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» («Узбекистанские железные дороги», УТЙ) Хикматулла Рахметов.

 

 

–  Хикматулла Нарзуллаевич, в каком ключе сегодня развиваются отношения между российскими и узбекистанскими железными дорогами?

– ОАО «РЖД» и УТЙ имеют долголетний и положительный опыт сотрудничества.
По нашим данным, за 10 месяцев 2023 года в сообщении между двумя странами перевезено почти 9,6 млн тонн грузов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 2,7 млн тонн. Основными номенклатурами грузов, увеличившихся в объёмах, стали нефтеналивные грузы, химические и минеральные удобрения, сборные грузы, зерно и продукты перемола, чёрные металлы.

Напомню, что в начале октября в Москве состоялась встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и председателя правления УТЙ Зуфара Нарзуллаева, на которой обсудили все направления совместной работы двух компаний. По итогам встречи заключён меморандум, задающий курс на углубление сотрудничества в области железнодорожных перевозок между Россией и Узбекистаном. Мы продолжим развитие двустороннего и транзитного железнодорожного сообщения между странами, а также реализацию потенциала существующих и развитие перспективных международных мультимодальных транспортных коридоров.

– Развитие каких логистических направлений сегодня находится в центре внимания УТЙ?

– Мы уделяем огромное внимание развитию международных транспортных коридоров (МТК). Между министерствами транспорта РФ, Казахстана и Узбекистана уже подписан меморандум о развитии МТК Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан. Сейчас ведутся переговоры с Пакистаном, Афганистаном и Белоруссией о присоединении к данному меморандуму и установлении скидок на железнодорожные тарифы по всему маршруту. По результату в 2024 году объём перевозок по МТК должен увеличиться.

В соответствии с подписанным меморандумом между Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном и Турцией по развитию МТК Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция достигнута договорённость о применении скидок на железнодорожные перевозки, в результате расходы в среднем будут снижены на 15–20%.

Также между странами-участниками достигнуты договорённости о формировании альтернативного коридора Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – порты Каспийского моря – Россия. В 2024 году планируем организовать тестовую отправку поездов по этому маршруту.

– Какие внутренние преобразования идут в компании? 

– Сегодня в Узбекистане набирает обороты коренное реформирование сферы железнодорожного транспорта, которое стартовало 10 октября 2023 года согласно поставлению президента республики Узбекистан. Документом утверждён ряд мероприятий, связанных с реорганизацией структуры УТЙ. 

Теперь ответственность по обеспечению функционирования и развитию объектов инфраструктуры и локомотивного парка возложена на созданное АО «Темирйулинфратузилма». 

Ещё одной организацией, выделенной в отдельную компанию, стало «Темирйулкарго». АО «Темирйулкарго» является международным мультимодальным оператором перевозок и будет оказывать услуги по эксплуатации и содержанию грузовых вагонов и контейнеров, по оперированию перевозок «от двери до двери», по формированию логистических центров и терминалов, по формированию логистических цепочек поставок грузов путём оказания услуг оперирования мультимодальными логистическими терминалами на территории других государств и другие услуги логистики.  
  
В сферу деятельности новой организации также входит страхование грузов и оказание терминальных услуг. Мы считаем, что функционирование АО «Темирйулкарго» позволит отказаться от практики государственного регулирования и перейти на рыночный механизм формирования тарифов на услуги предоставления грузовых вагонов и контейнеров. 

Кроме того, реформирование ускорит развитие рынка частных операторов вагонного парка, позволит обеспечить равноправный доступ к железнодорожной инфраструктуре и локомотивной тяге субъектам рынка железнодорожного транспорта. Разработанным проектом организационной структуры предусмотрено, что после трансформации новые компании будут подчинены руководству УТЙ. 

Отмечу, что предварительно перед началом реформирования отрасли представители железнодорожной отрасли Узбекистана, в том числе и руководство УТЙ, провели ряд встреч с иностранными коллегами, где одной из тем стал опыт по реформе железнодорожной отрасли. Сейчас, согласно ранее заключённым договорам с международными консультантами на оказание услуг координации процессов трансформации отрасли, мы ожидаем получения заключений о наиболее оптимальных схемах взаимодействия структурных предприятий друг с другом, а также с аппаратом управления.

Источник: 1520international