Финансовая отчетность АО "КТЖ – Грузовые перевозки" за 2023 год показывает, что текущие обязательства растут и превысили текущие активы на 397,3 млрд тенге (в 2022 году эта сумма составляла 264,23 млрд тенге ≈ $ 557 млн).
Компания также зафиксировала чистый убыток в размере 45,6 млрд тенге (против 2,9 млрд тенге в 2022 году). Снижению убытков способствует повышение тарифов на услуги по перевозке грузов. В среднем тариф на грузовые перевозки вырос на 11,4%. Однако финансовое самочувствие компании кардинально не улучшается.
В прошлом году "КТЖ – ГП" продолжила привлекать финансовые средства. В рамках кредитного соглашения, заключенного 23 февраля 2023 года с Société Générale, Natixis и BPIfrance, ТОО “КТЖ – Грузовые перевозки” и ТОО “КТЖ – Пассажирские локомотивы” получили кредит на общую сумму 627,111 тыс. евро (из них доля ТОО “КТЖ – Грузовые перевозки” составила 366,059 тыс. евро).
К концу 2023 года компания осуществила заимствование на сумму 234,95 млн евро (эквивалент 115,98 млрд тенге по курсу на дату переводов). Эта сумма включает премию BPIfrance в размере 30,6 млн евро (эквивалент 14,89 млрд тенге) и средства, направленные на приобретение локомотивов (166,96 млн евро, или 82,9 млрд тенге). Банк перечислил эти средства прямо в BPIfrance и ALSTOM Transport SA.
Проценты по займу погашаются полугодовыми платежами по ставке Euribor 6m + 1,15%. Основной долг подлежит погашению полугодовыми платежами до полного погашения в 2034 году. Также в 2023 году ТОО “КТЖ – Грузовые перевозки” получило кредит от Евразийского банка развития на сумму 17,68 млрд рублей для финансирования покупки магистральных грузовых тепловозов у АО “УК “Брянский машиностроительный завод”. Кредитный договор был заключен 11 мая 2023 года. К концу года компания осуществила заимствование на сумму 10,04 млрд рублей (эквивалент 50,34 млрд тенге по курсу на дату переводов).
Проценты по займу погашаются полугодовыми платежами по ставке 7,8% годовых. Основной долг подлежит погашению полугодовыми платежами до полного погашения в 2034 году. Кредитный договор обеспечен приобретаемыми магистральными грузовыми тепловозами, которые будут оформлены в залог после окончания доставки всех партий, а также гарантией от материнской компании.
По данным отчетности, на конец 2023 года компания имела обязательства инвестиционного характера по приобретению электровозов и тепловозов на сумму 622,59 млрд тенге (в 2022 году эта сумма составляла 1,043 трлн тенге).
В отчетности указано, что 9 ноября 2023 года компания заключила дополнительное соглашение к долгосрочному договору на покупку тепловозов от 18 января 2018 года с компанией “Транспортейшн Глоубэл Эл-Эл-Си”. Это соглашение предусматривает сокращение объема и графика поставок тепловозов, что привело к значительному снижению суммы обязательств инвестиционного характера. Однако точное количество тепловозов и электровозов, от приобретения которых компания отказалась, в отчете не указано.
Несмотря на то, что компания зафиксировала чистый убыток в размере 45,6 млрд тенге в 2023 году, общая сумма вознаграждений ключевому управленческому персоналу выросла более чем на 100 млн тенге – со 174 млн тенге в 2022 году до 287 млн тенге в 2023 году. На 31 декабря 2023 года в ключевой управленческий персонал входило 11 человек (в 2022 году их было 9). Согласно отчетности, вознаграждение ключевому управленческому персоналу состоит преимущественно из заработной платы, определенной контрактами, и премий, выплачиваемых на основании операционных результатов.
Как сообщалось ранее, на текущий момент номинальный долг АО «НК «Қазақстан темір жолы» составляет 2,9 трлн. тенге [≈ $ 6.4 млрд], 30% из которых номинированы в иностранной валюте.
Источник: inbusiness.kz