На совещании у замглавы Минтранса России Алексея Шило контейнерные операторы попросили вернуть три контейнерных поезда в сутки в направлении Дальнего Востока, чтобы, наконец, вывезти оттуда весь скопившийся импортный груз и снизить риски новых заторов. Дополнительные поезда из полувагонов и другие «полумеры» не решат проблему, полагают участники рынка, и тормозят рост импорта в Россию.
Новый кризис затоваривания контейнерных терминалов в портах Дальнего Востока в начале августа предметно обсуждался на совещании в Минтрансе России под председательством заместителя министра Алексея Шило с участием представителей практически всех участников рынка контейнерных перевозок – стивидорных компаний, железнодорожных операторов, а также представителей РЖД, Росжелдора, Россморречфлота, ФТС России и отраслевых ассоциаций. Согласно протоколу совещания, на нем рассматривались текущие проблемы, оперативные меры РЖД и предложения операторов по их устранению.
Ситуация с контейнерными перевозками по Восточному полигону продолжает оставаться напряженной. По данным РЖД на 8 августа, в направлении станций Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 10 контейнерных поездов, всего в «брошенных» составах, отправленных в адрес дальневосточных грузополучателей, находилось 8 323 фитинговые платформы, следует из протокола. Среднесуточные объемы вывоза контейнеров с Дальнего Востока в первую неделю августа оказались на 3% выше, чем в целом в июле, но в сравнении с концом июля, в первую неделю августа объемы вывоза уменьшились на 1% до 3 417 TEU в сутки.
Загруженность морских терминалов продолжает оставаться на уровне 80%, мощности тыловых дальневосточных терминалы загружены на 50%. При этом объемы погрузки импортных контейнеров в полувагоны за первую неделю августа снизились на 5% (в среднем ежесуточно с Дальнего Востока уходит 6 таких составов), причем снижение погрузки контейнеров в полувагоны произошло именно на тыловых станциях (на 16%), тогда как на припортовых терминалах такие отправки выросли на 12% к уровню конца июля.
Представители РЖД на совещании доложили, что компания возобновила работу еженедельного штаба по вывозу контейнеров с Дальнего Востока, а правление компании рассматривает возможность предоставления скидки к тарифу на перевозку контейнеров в полувагонах со станции Забайкальск, где тоже наблюдаются задержки с отправкой груженых импортных контейнеров из Китая. Кроме того, в РЖД установили «контроль за объемом отправки контейнерных поездов в направлении Дальневосточной железной дороги», и доложили, что из центра страны поезда отправляются «с опережением графика» на 2 контейнерных поезда в сутки.
Представитель «Трансконтейнера» в ответ на запрос подтвердил, что в портах Дальнего Востока «складывается сложная ситуация с вывозом импортных контейнеров». «Склад на терминале ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК) в Находке из-за дефицита подвижного состава для отгрузки по железной дороге практически полностью заполнен», – сообщили в компании, добавив, что срок ожидания погрузки «при нормальных условиях работы» составлял 5-7 суток, а теперь доходит до 25 дней.
В компании «Сухой порт Находка» сообщили InfraNews, что ситуация остается напряженной, но на некоторых станциях в Сибири, где дальневосточные импортные контейнеры перегружаются из полувагонов на платформы, уже наметилась положительная динамика. По данным компании, с июля количество контейнеров, ожидающих перегрузки из полувагонов на платформы на станциях Западно-Сибирской железной дороги, уменьшилось почти в два раза с около 400 вагонов в июле до около 200 в августе. При этом срок ожидания погрузки продолжает оставаться в диапазоне от 2 до 2,5 недель.
По итогам совещания Минтранс поручил РЖД, Евразийскому союзу перевозчиков (ЕСП) и крупнейшим участникам рынка в недельный срок представить предложения по нормализации ситуации. В частности, ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (входит в FESCO) рекомендовано организовать регулярный вывоз импортных контейнеров на тыловые терминалы и совместно с ЕСП провести детальный анализ баланса экспортных и импортных грузопотоков и потребностей терминала в подвижном составе под погрузку. РЖД, в свою очередь, поручено включить в работу еженедельного штаба по вывозу дальневосточных контейнеров представителей Западно-Сибирской железной дороги, на станциях которой контейнеры из полувагонов перегружаются на платформы для отправки в центр страны.
В ЕСП сообщили, что формирование предложений по улучшению ситуации на Дальнем Востоке сейчас находится в активной фазе, пообещав направить развернутый комментарий позже.
Как и другие опрошенные операторы, в «Трансконтейнере» называют главной причиной нехватки фитинговых платформ на Дальнем Востоке снижение лимита наряд-заказов для входа контейнерных поездов на Восточный полигон из центра страны и, в частности, со станций Московского транспортного узла. Это происходит «несмотря на то, что провозная способность Восточного полигона продолжает расти, а вывоз контейнеров из портов в полувагонах не решает проблему полностью», – отметили в «Трансконтейнере».
Для решения проблем, в компании считают необходимым «обеспечить общий технический план перевозок контейнеров на Восточный полигон не ниже, чем он фактически сложился в сентябре-декабре 2023 года» (тогда действовали президентские поручения о назначении трех дополнительных ежесуточных поездов на Дальний Восток), а конкретно для терминала ВСК в «Трансконтейнере» предлагают добавить два контейнерных поезда в сутки с экспортными грузами из европейской части страны. В качестве «разовой» меры» компания просит РЖД «разрешить передислокацию 10 составов из порожних фитинговых платформ» «Транконтейнера» на ВСК и 5 аналогичных порожних состава на свой терминал «Базаиха» в Красноярске с экспортными грузами, заявляя при этом о готовности принимать на этих станциях поезда длиной до 100 условных вагонов.
В операторской компании «Новая логистическая» тоже убеждены, что без достаточного обеспечения дальневосточных терминалов фитинговыми платформами проблема с вывозом импорта не решится. «Мы можем идти на полумеры и использовать для отправки контейнеров полувагоны, но когда у операторов уже сейчас нет фитинговых платформ на станциях перегрузки в Иркутске и Новосибирске, мы просто смещаем проблему», – констатировал InfraNews заместитель генерального директора компании Петр Айрапетов.
По его словам, раньше полносоставные контейнерные поезда курсировали «с высокой скоростью и понятным расписанием, а сегодня мы, фактически, утратили эти преимущества». «При этом требования к операторам усиливаются, например, по минимальной длине состава», – напомнил топ-менеджер «Новой логистической». Все операторы понимают, что РЖД скованы целым рядом правительственных поручений по вывозу угля, нефтепродуктов и других важных для страны грузов, «но если не решить проблему с дефицитом платформ сейчас, о развитии импортных перевозок на Дальнем Востоке можно будет забыть», – заключил Петр Айрапетов.
Отраслевые эксперты полагают, что у операторов есть шанс добиться возвращения трех дополнительных ежесуточных контейнерных поездов с экспортом на Дальний Восток. По мнению президента Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, переход на высокую должность в Минтранс Алексея Шило, который и ранее, будучи главой ЦФТО РЖД, активно вовлекался в проблемы контейнерных операторов, позволяет им рассчитывать, что голос рынка как минимум будет услышан, а предложения сообщества будут рассмотрены в приоритетном порядке.
Источник: InfraNews