data-caption= data-caption= data-caption=
На железных дорогах появятся новые системы торможения и закрепления составов на уклонах

ЖД инфраструктура

На станции Бабаево Октябрьской магистрали (Вологодская область) до апреля [2021 года] будет тестироваться инновационная система торможения составов. Механизм между собой железнодорожники прозвали "стоппером", ожидается, что он придет на замену традиционному тормозному башмаку.

В соответствии с документом «НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА. Приложение к инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации», количество тормозных башмаков для закрепления  рассчитывается в зависимости от длины состава, профиля путей и условий установки башмаков. При этом в наихудших условиях установки – под порожние вагоны - количество тормозных башмаков достигает 20 и более на один состав. Время на установку и снятие такого количества тормозных башмаков занимает до получаса на каждый состав, что резко увеличивает время простоя вагонов на технических станциях.

Разработка современных технических средств закрепления подвижного состава на «РЖД» ведётся не первый год. Этому направлению уделяется большое внимание, так как автоматизация процессов закрепления и раскрепления составов позволяет сократить трудозатраты и освободить от тяжёлого травмоопасного труда станционных работников.  

В связи с этим была предложена технология закрепления составов в горизонтальных парках при помощи модифицированных домкратовидных замедлителей - домкратовидных устройств закрепления подвижного состава отечественного производства. АО «НИИАС» в 2016 году была разработана и оформлена патентом на изобретение № 2618656, «Система закрепления составов на путях железнодорожной станции», получившая золотые медали на XXI Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2018» и 46-м салоне изобретений, новой техники и продукции - INVENTIONS 2018 (в Женеве).

Домкратовидные устройства закрепления или стопперы – это устройства, которые закрепляется на рельсах с внутренней стороны вдоль пути, а телескопическая головка устройства в виде «грибка» возвышается над рельсом на расстоянии 50 мм. Когда на такой «грибок» наезжает колесо, поршень проваливается, а затем снова поднимает вверх. Это устройство полностью исключает необходимость труда сигналистов, так как закрепление поезда на станции производится автоматически». Подобные стопперы уже установлены на нескольких станциях сети: Лужская Октябрьской дороги (производства ЮАР) и на станции Забайкальск Забайкальской дороги (производства КНР).

Для установки домкратовидных устройств закрепления специалистами Ростовского филиала АО «НИИАС» была разработана оригинальная схема расположения, позволяющая гарантировано закрепить 4 колеса первой тележки состава и далее в среднем по 2 колеса нескольких последующих вагонов.

Отечественные разработки стопперов начались в 2016 году, испытания проводились на станции Санкт-Петербург-Сор­тировочный-Московский, но опытные образцы не полностью соответствовали техническим требованиям. С 2018 года разработкой стопперов занялось АО «ОКБ «Электроавтоматика имени П.А.Ефимова». В 2019 году стопперы производства АО «ОКБ «Электроавтоматика имени П.А.Ефимова» успешно прошли испытания в лаборатории АО «ВНИКТИ».
 

В соответствии с Дорожной картой по испытаниям домкратовидных устройств закрепления составов на станции Бабаево Октябрьской железной дороги, утвержденной заместителем Генерального директора – главным инженером ОАО «РЖД» С.А. Кобзевым, сотрудниками Ростовского филиала АО «НИИАС» разработаны и согласованы в ОАО «РЖД»: актуализированная методика расчета количества домкратовидных устройств закрепления (ДУЗС) и схема размещения на путях приемо-отправочного парка ст.Бабаево (далее - Методика).

Проведенные в период с 06 по 11 июня 2020 г. испытания ДУЗС показали соответствие горизонтального усилия удержания техническому заданию на ДУЗС, а также соответствие схемы размещения требованиям Методики в части количества закрепляемых колес вагонов различной конфигурации -  полувагонов, цистерн, хоппер-дозаторов, платформ для перевозки лесных грузов.

С 15 июня на станции Бабаево началась опытная эксплуатация домкратовидных устройств закрепления подвижного состава (стопперов), изготовленных АО «ОКБ «Электроавтоматика имени П.А.Ефимова».

На седьмом пути чётного приёмо-отправочного парка станции Бабаево установлены 84 устройства, которые закреп­ляют составы, прибывающие на этот путь полностью в автоматизированном режиме, без участия человека. Эта технология описана в новой «Инструкции о порядке выполнения операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станции Бабаево». До начала испытаний причастный персонал станции Бабаево прошел необходимое обучение. 

Тестирование устройств длится уже несколько месяцев. Предварительные приемочные испытания, которые проходили в октябре прошлого года, показали - стопперы со своей задачей справляются. После Бабаево конструкцию также будут проверять на других станциях, а затем стопперы могут быть внедрены и на других станциях страны.

Совокупный эффект от реализации проекта для ОАО «РЖД» будет состоять:

  • в сокращении простоя поездов в приемоотправочных парках станции за счет исключения времени на укладку и уборку тормозных башмаков;
  • в повышении производительности труда, сокращении оперативного персонала;
  • в повышении уровня обеспечения безопасности движения, за счет автоматизации и контроля процесса закрепления.
  • в исключении влияния человеческого фактора при закреплении подвижного состава;
  • в исключении дополнительных расходов на выполнение маневровой работы при закреплении и раскреплении составов;
  • в сокращении расходов на оплату штата сигналистов и составителей поездов, выполняющих закрепление тормозными башмаками.

«Редакция «Российской газеты»