Первый заместитель Председателя Правительства, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Андрей Белоусов подвёл итоги прошедшего года и рассказал о ключевых задачах компании на 2021 год.
Первый вице-премьер подчеркнул, что ОАО «РЖД» имеет определяющее значение для российской экономики. Вклад компании и всех предприятий кооперации в ВВП России в прошлом году составил 5,5%. Удельный вес железнодорожного транспорта без учёта трубопроводного в грузообороте страны достиг 87%.
Несмотря на пандемию, которая сильно ударила по всей железнодорожной отрасли, прежде всего – по пассажирским перевозкам, ОАО «РЖД» достойно выдержало проверку на прочность и зафиксировало положительный финансовый результат.
«Более того, компания успешно разместила “вечные” облигации в объёме 313 млрд рублей. Это позволило реализовать инвестиционную программу в объёме 717 млрд рублей. Несколько ниже докризисного плана, который у нас был на начало 2020 года, но выше уровня 2019 года на 43 млрд рублей», – рассказал Андрей Белоусов.
Первый вице-премьер отметил заслуги производственного, пассажирского, логистического, экономического, инвестиционного и строительного блоков компании.
«Хочу поблагодарить весь коллектив за проделанную работу – всех, кто трудился, без преувеличения, в авральном режиме. В это непростое время вы действовали слаженно и эффективно. Вам удалось обеспечить бесперебойную деятельность и сохранить качество транспортных услуг», – подчеркнул он.
Говоря о задачах компании в 2021 году, Андрей Белоусов отметил, что в первую очередь необходимо обеспечить бесперебойную работу пассажирского комплекса в пригородном и дальнем сообщении, особенно в условиях восстанавливающегося спроса. По его словам, в текущем году ожидается увеличение перевозок в пригороде на 12% к уровню 2019 года.
«Организаторы пригородного сообщения – “РЖД”, регионы и пригородные компании – должны работать в едином ключе. Финансирование соответствующих обязательств необходимо выполнять в полном объёме и своевременно. При этом не должны сокращаться безальтернативные маршруты и маршруты в труднодоступные населённые пункты. Должна сохраняться поддержка для льготных категорий граждан», – сказал Андрей Белоусов.
Ещё одной ключевой задачей председатель совета директоров компании назвал безусловное выполнение всех инвестиционных планов. Объём инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2021–2023 годы превышает 3 трлн рублей, из них на текущий год – 731,6 млрд рублей.
Особое внимание должно быть уделено развитию БАМа и Транссиба. Первый вице-премьер отметил, что первый этап развития магистралей и участок Междуреченск – Тайшет должны быть завершены уже в 2021 году. В этом году должна начаться реализация второго этапа Восточного полигона.
«Мы перейдём к более жёсткому и детальному контролю мероприятий данных проектов. Будем на постоянной основе проводить мониторинг показателей провозной и пропускной способности по участкам. Контролировать своевременное получение проектной документации, заключение договоров на весь цикл проектирования и строительства, финансирование и трудовые ресурсы», – подчеркнул Андрей Белоусов.
Также необходимо выполнять задачи по капитальному ремонту пути и приобретению нового подвижного состава. Первый вице-премьер призвал принять особые меры и обратил внимание, что на сегодняшний день почти 24 тыс. км пути – с просроченным сроком ремонта. Это влияет на эффективность работы транспортного комплекса. На обновление подвижного состава в этом году будет направлено более 120 млрд рублей собственных средств ОАО «РЖД».
Для повышения прозрачности железнодорожных перевозок необходимо реализовать механизм заключения договоров по принципу «вези или плати» с основными грузоотправителями.
«В первую очередь надо отработать перевозку угля. Эта задача сегодня самая острая, учитывая социальную значимость этого груза», – отметил первый вице-премьер. Все юридические вопросы, связанные с заключением таких договоров, необходимо решить в первом полугодии и постараться, по крайней мере в пилотном режиме, перейти на эту систему до конца 2021 года.
Также Андрей Белоусов отметил важность соблюдения в наступившем году социальных обязательств перед сотрудниками.
«С учётом сложности прошедшего года, тех нагрузок, которые испытали работники, компании необходимо обеспечить неукоснительное выполнение своих социальных обязательств», – сказал он, напомнив, что соответствующие обязательства закреплены в коллективном договоре ОАО «РЖД». В прошлом году на его выполнение было направлено около 100 млрд рублей.
«В 2021 году на индексацию заработной платы в размере 3,7% будет дополнительно выделено порядка 24 млрд рублей», – рассказал первый вице-премьер.