Для дальнейшего роста транзитного потенциала международного транспортного коридора «Север — Юг» Министерство дорог и городского развития (MRUD) Ирана в числе первоочередных задач видит развитие мультимодальных перевозок с увеличением доли железнодорожного транспорта.
Использование возможностей железнодорожного транспорта постсоветских республик сдерживается необходимостью перевалки грузов на погранпереходах с Ираном в подвижной состав колеи 1435 мм или смены вагонных тележек. Одной из мер освоения растущих объемов грузов, в том числе в контейнерах, может стать создание на основных железнодорожных погранпереходах логистических центров. Например, на иранских станциях Сарахс и Инче-Бурун на границе с Туркменистаном, относящихся к восточной ветви МТК, транзитная нагрузка суммарно составляет до 7 млн т/год, а в ближайшие 3 года может вырасти до 16 млн т/год. Повышению эффективности работы транспортных коридоров также будут способствовать электронный документооборот со странами Центральной Азии и внедрение в Иране электронных накладных ЦИМ/СМГС.
Необходимость усиления роли железнодорожного транспорта продиктовано доминирующим положением автомобильного транспорта на рынке грузоперевозок Ирана, где из более чем 700 млн т/год свыше 90 % грузов доставляется автомобилями. MRUD ожидает рост транзитной нагрузки на погранпереходы с Азербайджаном: Астара — до 1000 автомобилей в сутки, Биле-Савар — до 800, Джульфа — 700 и Полдашт — до 600 ед.
Наряду с решением административных вопросов, для усиления транзитного потенциала Ирану необходимы масштабное обновление подвижного состава и модернизация железнодорожной инфраструктуры. За последние 3 года реализован ряд проектов в области рельсового транспорта. В июне 2024 г. введена в эксплуатацию линия, соединившая каспийский порт Каспиан (свободная экономическая зона Энзели) со ст. Решт железных дорог Ирана. В мае 2024 г. был представлен грузовой тепловоз MAP30 с дизельным двигателем мощностью 4000 л. с., разработанный иранской компанией MAPNA.
Источник: zdmira