26 февраля 2021 г. состоялась совместная международная конференция по вопросу внедрения беспилотных технологий на железнодорожном транспорте, организованная Некоммерческим партнерством «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») и Европейской ассоциацией производителей железнодорожной техники UNIFE.
В мероприятии приняло участие около 200 специалистов, представляющих производителей железнодорожного подвижного состава, комплектующих, а также инжиниринговые компании.
На открытии конференции с приветствием выступили генеральный директор UNIFE Филипп Ситроен и президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович. Господин Ситроен отметил актуальность развития беспилотных технологий, а также важность сотрудничества с НП «ОПЖТ» в области стандартизации.
В своем вступительном слове Валентин Гапанович подчеркнул, что партнерские отношения НП «ОПЖТ» и UNIFE начались в 2007 году.
Также Валентин Гапанович отметил успешную реализацию совместных проектов с европейскими компаниями в области организации международного железнодорожного движения, издание серии документов, посвященных особенностям технического регулирования в сфере железнодорожного транспорта. Кроме того, была отмечена важность внедрения беспилотных технологий не только в пассажирском движении, но и в маневровом.
В рамках конференции разработчики и производители подвижного состава из Европы и России обменялись опытом в области создания беспилотных решений для железнодорожного транспорта.
Во время конференции исполнительный директор Европейской технико-технологической инициативы Shift2Rail Карло Боргини рассказал участникам мероприятия о приоритетах в области транспортного машиностроения в ЕС в части энергосбережения и «зеленых» технологий, сочетающихся с инновациями в области беспилотного движения.
Более детально о развитии беспилотных технологий на железнодорожном транспорте в ЕС в рамках единой презентации доложили старший менеджер программы по беспилотным технологиям Alstom, главный инженер по бортовой автоматике и телемеханике Hitachi Rail Мишель Брузо и инженер по программному обеспечению для автоматизации движения поездов CAF Юнай Гони Отеги. Особое внимание было уделено повышению энергоэффективности поездов и инфраструктуры, проведению необходимых испытаний, а также формированию системы стандартов в области беспилотных технологий.
Генеральный директор Molinari Rail Systems GmbH Ян Хардер посвятил свой доклад комплексу мер, реализуемых для развития беспилотного движения поездов в Швейцарии.
О российских разработках по практическому внедрению беспилотных технологий рассказали заместитель генерального директора АО «НИИАС» Павел Попов и управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления АО «Трансмашхолдинг» Андрей Романчиков. В докладах российских компаний особое внимание было уделено проделанной работе по отладке режимов беспилотного движения, включая системы машинного зрения, автоведение, виртуальную сцепку, предиктивное обслуживание, интеллектуальную диспетчеризацию и автоматизацию инфраструктуры.
В завершение конференции генеральный директор UNIFE Филипп Ситроен и президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович поблагодарили докладчиков за интересные выступления и пожелали всем участникам мероприятия успехов в реализации проектов. Была также отмечена важность продолжения сотрудничества между предприятиями России и ЕС в области формирования нормативной базы по беспилотным технологиям. Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович в заключительном слове особое внимание уделил налаживанию взаимодействия в области перехода на smart стандарты и цифровую техническую нормативную документацию.
«Совместно с нашими институтами, РЖД мы начали разработку нормативной базы по стандартизации. Всего мы должны до конца 2021 года завершить работу над 6 документами. Соответствующие приказы будут узаконены Росстандартом, я надеюсь, к концу года», – сообщил В. Гапанович.
Он также отметил, что коллеги из технического комитета по стандартизации «Искусственный интеллект» параллельно работают над специфическими стандартами в области. Эти стандарты позволят организовать применение технических новаций на подвижном составе для перехода на режим беспилотного движения. В целом, отметил В. Гапанович, сегодня в России разрабатывается 10 национальных стандартов, которые обеспечат внедрение новых технологий в практику.