По итогам IV квартала 2020 года удовлетворенность стоимостью услуг компаний-операторов подросла на 1 пункт по сравнению с предыдущим периодом и составила 65 баллов. В целом цена на предоставление вагонов неуклонно снижалась в течение года.
Динамика ставок была разнонаправленной в зависимости от родов вагонов. «Если по полувагонам на споте было снижение, за исключением ряда сегментов, до 850–900 руб./сут., а в I квартале 2021-го мы ожидаем до 700–750 руб./сут., то в сегменте нефтяных цистерн была отмечена прибавка минимум на 50 руб./сут. за вагон», – привел пример отправитель. Другой респондент также подтвердил: «У нас долгосрочные контракты, соответственно, рынок дошел и до нас: в IV квартале ставки упали до уровня 700–850 руб./сут. за обычный полувагон». При этом в IV квартале по сравнению с третьим особых изменений замечено не было, колебания составляли максимум 5–10%.
Многие респонденты повысили здесь свою оценку, так как уменьшился спрос даже на рынке крытых вагонов и они предоставлялись по довольно приемлемым ставкам. Однако другому виду подвижного состава – лесным платформам – не повезло, спрос на него, напротив, повысился, что обусловлено высоким сезоном в сфере лесозаготовки (мороз и сухо). «Ставки по лесным платформам на споте таковы: если осенью мы работали на уровне 1100 руб./сут., то сейчас это уже 1250 руб./сут., то есть рост на уровне 10–13%», – поделился представитель лесной промышленности.
Впрочем, под конец года операторы исчерпали свои резервы – и на ряде маршрутов ставки перестали снижаться. «Если в III квартале было -3% по сравнению с II кварталом в целом, то сейчас нам больше не идут навстречу», – заметил один из респондентов. «В IV квартале планка ставки колебалась пропорционально рынку: где было насыщение вагонами – ниже, где образовывался локальный дефицит – чуть выше. Но в целом операторы явно стремились следовать вверх, ожидая на горизонте индексацию ОАО «РЖД», – добавил другой. (И, кстати, в январе 2021 г. это подтвердилось: на востребованных направлениях – рост в диапазоне 1,5–3,7% к IV кварталу 2020 г.)
Правда, пока отправители не слишком опасаются существенного подъема ставок, ведь в таком случае будет простаивать больше вагонов. Но все понимают: операторам больше падать некуда. Тогда многие игроки просто не выживут. «Если сейчас операторы стараются что-то отжать, то потом им придется просто демпинговать. Крупные игроки постараются вытолкнуть с рынка мелких. С середины марта будет видно, насколько оправдается такой прогноз. Он не очень радует», – подытожил один из респондентов.