В ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» поэтапно внедрялась автоматизированная система управления «Энергодиспетчерская тяга» (АСУ ЭДТ). Это один из приоритетных и стратегических проектов по повышению энергоэффективности. В 2014 году система была введена в промышленную эксплуатацию. Об этапах внедрения системы, ее преимуществах и потенциале рассказал в ходе презентации заместитель председателя АО «Транстелеком» (разработчик системы) Мурат Ахметов. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правления АО «НК «ҚТЖ» Даурен Бимов, первый заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов, директор филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Главный вычислительный центр» Ержан Малимбаев и руководители локомотивных эксплуатационных депо.
АСУ ЭДТ ведет контроль за расходом топливно-энергетических ресурсов. Она автоматически сопоставляет фактический расход дизельного топлива и электроэнергии с параметрами проделанной локомотивом работы. При аномальных отклонениях между расходом топлива или режимом эксплуатации локомотива дает сигнал. Система исключает факты несанкционированного расхода дизельного топлива. По подсчетам экспертов, система сэкономила топливно-энергетические ресурсы в тепловозной тяге до 13%, в электровозной - до 7%.
На сегодня около 2300 секций локомотивов парка ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» оборудованы высокоточными контрольно-измерительными приборами учета расхода дизельного топлива и потребления электроэнергии.
Система ведет сбор и анализ технических параметров. В режиме онлайн информирует об использовании локомотивного парка, потреблении дизтоплива и энергии за поездку, смену, период, по участку. С тепловозов идет сбор и передача 16 параметров, с электровозов – 12. На электровозах информация обновляется каждые 15 секунд, на тепловозах - каждые 60 секунд. В год с каждого локомотива поступает более 270 тысяч сообщений. Создано 173 пункта сбора нформации на уровне локомотивного депо. Автоматически данные поступают в центральный аппарат.
В случае отсутствия связи для передачи данных или временной недоступности, предусмотрено резервное копирование на флеш-накопитель, который выдаётся машинисту локомотива перед рейсом, и одновременно является его электронным персональным ключом в системе АСУ ЭДТ.
По словам Мурата Ахметова, совместно с Национальным перевозчиком определяются рациональные направления повышения эффективности.
В ходе презентации начальник Экибастузского эксплуатационного локомотивного депо Амир Татишев предложил усовершенствовать приборы расчета остатка дизельного топлива в баке тепловоза в зимний и осенне-весенний период. Для определения точного удельного веса дизельного топлива необходимо установить ультразвуковые датчики, которые позволят учитывать температуру окружающего воздуха.
По словам Даурена Бимова, полученная информация АСУ ЭДТ дает почти полную картины потребления топливно-энергетических ресурсов на тягу локомотива.
Работа по энергоэффективности и энергосбережению будет продолжена.