


Это выяснилось в результате анализа показателей деятельности и уровня развития технологий холдинга и зарубежных компаний-аналогов.
Некоммерческая организация «Университет Иннополис» провела исследование и сравнила ОАО «РЖД» с 59 сопоставимыми по бизнес-модели и масштабу зарубежными железнодорожными компаниями. В ходе работы учитывались данные по 34 технологическим направлениям и 70 показателям деятельности за период 2023–2024 годов. Как отмечают в Иннополисе, в итоге аналитикой оказалось охвачено более 57% инфраструктуры всех железных дорог мира.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ
По итогам 2023 года ОАО «РЖД» заняло второе место в мире по эксплуатационной длине главного пути – 85,5 тыс. км. На первом расположилась CR (КНР) – 113,7 тыс. км. На третьем – IR (Индия) – 68,5 тыс. км. Эти же компании стали крупнейшими по объёму парка локомотивов: CR – 30,1 тыс., IR – 23,3 тыс., РЖД – 21,7 тыс. единиц. И по численности работников: более 1,5 млн человек в КНР, почти 1,2 млн в Индии и 771 тыс. в России.
Тройка лидеров по величине интегрального индекса инновационного развития выглядит иначе. Здесь первое место удерживает DB (Германия) с показателем 0,787. На втором месте – SNCF (Франция) – 0,755. На третьем – РЖД – 0,751. «Китайские железные дороги» оказались на четвёртом с заметным отставанием – 0,674. Третью позицию российские железнодорожники удерживают последние несколько лет, регулярно повышая индекс. В 2022 году он составлял 0,686, в 2023-м – 0,732. При этом, по данным аналогичных исследований, опубликованных в 2021 году, холдинг занимал в данном рейтинге четвёртое место.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ
В целом по 12 из 34 технологических направлений ОАО «РЖД» демонстрирует опережающее развитие по уровню готовности технологий в сравнении со средними показателями. Ещё по 14 находится «в паритете» – на среднем уровне.
Благодаря применению автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта электроэнергии (АИИС КУЭ) холдинг стал мировым лидером по направлению «Управление, учёт и перераспределение электроэнергии на железнодорожной инфраструктуре (на основе AIoT и Big Data)». АИИС КУЭ – совокупность приборов учёта электроэнергии, связующих и вычислительных комплексов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенных для измерения, сбора, обработки и хранения результатов измерений, а также передачи полученной информации.
Опережение достигнуто, в частности, в направлении «Аддитивные технологии (3D-печать комплектующих для подвижного состава)». При этом в исследовании, опубликованном в 2021 году, аддитивное производство относилось к числу технологий, по которым РЖД отставали от коллег.
Из 70 показателей деятельности, сопоставленных в ходе исследования, холдинг оказался абсолютным лидером по 15 пунктам, в числе которых производительность труда, грузонапряжённость, доля грузовых отправок, доставленных с соблюдением установленного срока.
Ещё по 24 показателям компания вошла в пятёрку лидеров. Здесь такие направления, как грузо- и пассажирооборот, выполнение расписания движения пассажирских поездов. В число направлений, по которым ОАО «РЖД» предстоит развиваться, входит протяжённость линий высокоскоростного движения.
Источник: Гудок


