Тарифы на морские и железнодорожные контейнерные перевозки из Китая к марту снизились в среднем до 30% с пиковых значений января-февраля, отмечают аналитики Первой экспедиционной компании.
Так, к середине марта тарифы на контейнерные перевозки по морю из Китая во Владивосток снизились с январских $4–4,5 тыс. до $3 тыс. на 20-футовые контейнеры и с $6,5 тыс. до $5,7 тыс. – на 40-футовые.
Тариф на железнодорожную перевозку за 1 контейнер упал с $9 тыс. в январе-феврале до $6–7 тыс. в марте 2021 года. Это касается большинства станций отправления, исключая наиболее загруженные, такие как Шанхай.
Динамика тарифов подтвердила прогнозы экспертов ПЭК – снижение тарифов началось после окончания китайских новогодних каникул, которые продолжались с 12 февраля по 27 февраля.
Снижение тарифов объясняется сокращением дефицита контейнеров для перевозки грузов из Китая, рассказал операционный директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Сергей Сафонинков. «Постепенное возобновление потока грузов, а также догрузка порожними контейнерами морских судов, следующих в Китай из других стран, в том числе США и стран Европы, позволила сократить острый дефицит контейнеров. В итоге стоимость отправки грузов из Китая снизилась на 12–30% в среднем по морю и по железной дороге», – говорит С. Сафонинков.
Постепенное снижение тарифов на контейнерные перевозки из Китая продолжится, считает эксперт ПЭК. Но для того, чтобы ставки вернулись к прежним значениям, рынку может потребоваться более года – в случае если возврат контейнеров в КНР не остановится.
В пути грузы из КНР также стали проводить меньше времени. Сейчас средний срок задержки составляет порядка двух недель, поясняет он. Однако у клиентов, которые решили отложить поставки еще в начале ноября в ожидании снижения тарифов, задержка может доходить до трех месяцев, отмечает С. Сафонинков.
Благодаря собственному филиалу в Китае, а также налаженным каналам доставки, ПЭК сумела минимизировать задержку даже на пике кризиса. Сейчас ситуация стабилизируется. Сборные грузы из Китая компания отправляет по плану 1 раз в неделю с трех станций: Иу, Шанхай, Гуанчжоу. При этом средняя задержка по сборным грузам меньше, чем в среднем по рынку, не превышает 3–4 дней, по генеральным – соответствует рыночной ситуации.
Однако если у клиента есть возможность разместить букинг заблаговременно, то можно обойтись без задержки, поясняет С. Сафонинков.
Напомним, контейнерный кризис в Китае начался в ноябре 2020 года из-за торгового дисбаланса, связанного с коронакризисом. Китайские поставщики восстановили производство и поставки уже в II–III кварталах 2020 года, в то время как в других странах продолжались пандемические ограничения. В результате порожние контейнеры скопились в США, Европе, Австралии. Так, в австралийском Сиднее по состоянию на декабрь 2020 года находилось более 50 тыс. порожних контейнеров.