data-caption= data-caption= data-caption=
Вокзалы в стиле ампир

Неоклассическая архитектура середины прошлого века с размахом воплотилась в железнодорожных вокзалах страны

Сталинский ампир господствовал в советской архитектуре в период с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Этот торжественный имперский стиль, символизирующий триумф государства, объединил в себе элементы множества других направлений: традиционного ампира, неоклассицизма, ар-деко, барокко. Ему свойственны помпезность и монументальность, а также обилие декора.
Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на пять российских вокзалов, выполненных в этом стиле и ставших величественными памятниками эпохи.

Вокзал Минеральные Воды

 

Первая станция в Минеральных Водах появилась 1875 году и первоначально называлась Султановская. Современное здание вокзала было построено в 1955 году, его торжественное открытие приурочили к годовщине Октябрьской революции.

Вокзал, созданный по проекту Леонида Чуприна, стал ярким образцом архитектуры сталинского ампира. Здание увенчано башней с часами и обрамлено колоннами и пилястрами. Его главной особенностью является полукруглая колоннада перед фасадом, обращённым к железнодорожным путям. Вместе с изгибом здания она образует круглый внутренний дворик, в центре которого находится фонтан, украшенный скульптурой орла.

Вместимость вокзала Минеральные Воды достигает 1750 человек. Интерьер декорирован росписью и лепниной, сводчатые потолки отделаны кессонами с розетками. Здание признано памятником архитектуры.

Вокзал Волгоград

 

История центрального вокзала Волгограда берёт своё начало в 1862 году, когда на его месте появилась первая деревянная станция. А в 1871 году было построено первое кирпичное здание вокзала, реконструированное в 1931 году с достройкой второго этажа и правого крыла.

В ходе Сталинградской битвы вокзал был частично разрушен и, несмотря на его оперативное восстановление и ввод в эксплуатацию, после окончания войны было принято решение построить новое здание. Его спроектировали архитекторы Александр Куровский и Самуил Брискин.

Над основным объёмом трёхэтажного вокзала возвышается башня со шпилем. Фасады кирпичного здания с железобетонными перекрытиями облицованы гранитом и инкерманским камнем. Над главным входом в арке установлена скульптурная композиция «Апофеоз труда». По обе стороны от входа, над широкой лестницей расположены два барельефа пятиметровой высоты: слева – воины гражданской войны, справа – защитники Сталинграда.

Внутри вокзала находятся два зала, отделанные мрамором и лепным декором. Роспись потолков символизирует трудовой и воинский подвиг. В правом зале изображены защитники города в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в левом – сталинградцы на постройке Волго-Донского канала и Волжской ГЭС.

В 1997 году здание получило статус памятника архитектуры, и в 2005 году его капитально отремонтировали. Но в декабре 2013 года на вокзале произошла трагедия – теракт, унёсший жизни 18 человек. После этого вокзал временно закрыли, зданию потребовалась масштабная реконструкция. В ходе восстановительных работ были обновлены коммуникации, установлены новые оконные блоки. Входные двери и декоративную отделку воссоздали по исходным чертежам. В результате сейчас центральный вокзал Волгограда встречает пассажиров в своём первозданном виде.

Вокзал Смоленск

 

Центральная железнодорожная станция в Смоленске была открыта в 1868 году. Первый вокзал, объединявший в себе два здания, соединённых аркой с часами, был выполнен в стиле неоклассицизм. Но во время Великой Отечественной войны он сильно пострадал и не подлежал восстановлению.

В 1952 году по проекту архитекторов Бориса Мезенцева и Михаила Шпотова построили новое здание центрального вокзала Смоленска. Парадный вход расположен в торце здания, и над ним устроен высокий арочный проём, по бокам которого симметрично высятся два ризалита. На главном фасаде с рядом полуколонн также имеется арка под треугольным фронтоном.

Интерьер вокзала украшен декоративной лепниной. В залах используются колонны и полуколонны, капители которых вдохновлены коринфским ордером. Также в помещениях вокзала представлены полотна отечественных художников.

Здание было реконструировано в 2006 году. Оно признано объектом культурного наследия России регионального значения.

Вокзалы Симферополь и Сочи

 

Два похожих как братья вокзала в стиле сталинский ампир с отсылками к итальянской архитектуре были построены в южных городах Советского Союза – Симферополе и Сочи. Их спроектировал лауреат трёх Сталинских премий Алексей Душкин.

Симферопольский вокзал построен с использованием белого инкерманского камня и открыт в 1951 году. Протянувшийся вдоль путей комплекс, состоящий из главного и служебного корпусов, а также часовой башни, соединён арочными галереями. Арки обрамляют и внутренний дворик, устроенный в основном объёме вокзала. Высота башни достигает 42 метров, часы на ней декорированы знаками зодиака.

 

Железнодорожный вокзал Сочи открылся в 1952 году. Трёхчастный комплекс расположен компактнее, чем в Симферополе, и каждая из вплотную примыкающих друг к друг частей здания имеет собственный внутренний дворик. Часовая башня построена над боковым корпусом, но при этом возвышается на 55 метров перед главным объёмом вокзала. Циферблаты также оформлены зодиакальными символами.

Использование внутренних двориков и арочных галерей роднит вокзалы в Симферополе и Сочи с итальянскими палаццо. В отделке интерьеров вокзалов широко задействована декоративная лепнина, они убраны колоннами и арками с кессонами. Также на обоих вокзалах есть фонтаны, ставшие особенными. В Сочи это «Девушка с кувшином», скульптура которой стала одним из символов города, а в Симферополе – «Итальянский фонтан» с восемью фигурками голубей, две из которых убрали, чтобы, как гласит молва, при взгляде сверху группа голубей не напоминала свастику.

Вокзалы Симферополя и Сочи признаны объектами культурного наследия России регионального значения.

Источник: Гудок