Детские железные дороги — крупнейший социальный проект ОАО «РЖД», который успешно работает аж с 1930 годов, будучи запущенным ещё в Советском Союзе. Свою востребованность они не потеряли и в молодой/повзрослевшей России. Управлять составами и осваивать другие специальности стальных магистралей у подрастающего поколения есть возможность более чем в двух десятках городов по всей стране — от Южно-Сахалинска до Ярославля, от Хабаровска до Уфы.
В России сегодня действуют 25 детских железных дорог, на которых проходят обучение дети от 12 до 17 лет. Более половины из учеников впоследствии становятся профессиональными железнодорожниками. В настоящее время ДЖД работают во Владикавказе, Волгограде, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Кемерове, Красноярске, Кургане, Лисках, Московской области (Кратово — Жуковский), Нижнем Новгороде, Новомосковске, Новосибирске, Оренбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Свободном, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Челябинске, Чите, Южно-Сахалинске и Ярославле.
В ковидный год все без исключения детские дороги пришлось по понятным причинам оставить и без пассажиров, и без машинистов. Перерыв общероссийский проект выдержал, и все трассы вновь открылись.
Сейчас ДЖД являются социальными объектами — филиалами РЖД в качестве учебных предприятий. Главным отличием от классических железных дорог является ширина колеи — как правило, 750 мм вместо общесетевой 1520 мм. И, конечно же, само наличие на трассах подростков. Все должности занимают дети, за которыми наблюдают, стараясь не вмешиваться в работу, опытные железнодорожники.
Общая протяжённость детских магистралей — 89 километров. Но участков по несколько километров длиной хватает, чтобы смоделировать и освоить основные ситуации, присущие «взрослым» железным дорогам.
59 станций, более 210 локомотивов, многообразие разных технических объектов – всё это детские ЖД.
На ДЖД дети могут освоить более десятка специальностей, включённых в штатные расписания: машинист тепловоза, начальник поезда, проводник пассажирского вагона, контролёр-ревизор, осмотрщик вагона, ревизор, дежурный по станции, поездной диспетчер, дежурный по вокзалу, составитель вагонов, диктор на станции, помощник машиниста, сигналист, начальник поезда, начальник смены, экскурсовод, путеец, монтёр СЦБ.
Детская железная дорога — это полноценный учебный полигон, и сравнивать его с аттракционом не стоит. Принятые на ДЖД правила эксплуатации подвижного состава максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования. За редким исключением, движение поездов осуществляется в дни практики — с мая-июня по август-октябрь в зависимости от дороги. С октября по май проходят теоретические занятия.
А вот подборка интересных фактов про детские железные дороги в разных городах России.
Детская железная дорога в Орджоникидзе (сегодня — Владикавказ) ещё до своего открытия, состоявшегося 2 мая 1968 г., получила имя Валентины Терешковой, поскольку первая в мире женщина-космонавт в 1966 г. приняла почётное участие в начале её строительства.
Протяжённость Детской Северо-Кавказской железной дороги 2,37 км, на её трассе расположены две станции: Вечный огонь и Лагерная (бывшая Пионерская). Стоимость проезда по дороге — 75 рублей.
В Волгограде на Приволжской ДЖД протяжённостью 1,11 км действуют три остановочных пункта: Пионерская, Гаситель и Площадь Чекистов. Общая длина путевого развития — 1,81 км.
Единственная в России круглогодично работающая детская железная дорога — Свердловская в Екатеринбурге.
Традиционно пассажирский сезон на Свердловской ДЖД, открытой 9 апреля 1960 года, продолжался с 1 мая по 1 октября. Однако с 2017 года, благодаря проведённой реконструкции и вводу в эксплуатацию ряда инфраструктурных объектов, ДЖД при Свердловской железной дороге работает 12 месяцев в году. На трассе ДЖД длиной 3,1 км три станции (Екатеринбург-Детский, Центральная, Юбилейная) и два остановочных пункта — Солнечная и Пионерская.
Около вокзала станции Екатеринбург-Детский открыт музей узкоколейной железнодорожной техники с более чем 30 экспонатами, среди которых восстановленные до рабочего состояния паровозы, тепловозы, специальный подвижной состав, пассажирские и грузовые вагоны.
В связи с продолжающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой Восточно-Сибирской железной дорогой принято решение об отмене пассажирского движения на действующей с 1939 г. Детской Восточно-Сибирской железной дороге (ВСДЖД) в летнем сезоне 2021 года. Маршрут открыт только для юных железнодорожников, которым необходимо осваивать летние практические работы.
Одна из самых молодых детских железных дорог находится в Казани. Работает она с 2007 года в городском лесопарке «Лебяжье». На сети общей протяжённостью путей 4,43 км расположено две станции (Яшьлек, что в переводе означает Молодёжная, и Изумрудная), а также две платформы — Спортивная и Берёзовая роща. Полный круг поезд совершает за 24 минуты.
2 июня свой 85-й сезон открыла самая узкоколейная дорога страны и старейшая ДЖД из действующих — Красноярская. Расположенная в Центральном ПКиО, несмотря на малую протяжённость (всего 1,1 км, из них главный путь 0,81 км), она является уникальной. Если остальные ДЖД имеют пути колеи 750 мм, то на Красноярской ширина колеи всего 508 мм. А раньше расстояние между рельсами было ещё меньше — 305 мм. Своим появлением дорога обязана ученикам фабрично-заводского училища (ФЗУ) Красноярского паровозоремонтного завода. Юноши своими руками собрали уменьшенную модель распространённого тогда паровоза СУ.
С 2016 года на дороге работает «Сибирячок» — первый в истории ДЖД электролокомотив, оснащённый двумя двигателями постоянного тока, работающими от аккумуляторов. Также ни одна другая ДЖД не может похвастаться наличием поворотного круга для локомотивов и вагонов.
В подмосковном Кратово шестивагонные поезда с пассажирами начали в этом сезоне курсировать на действующей с 1937 года дороге. Составы по этому маршруту связывают Кратово с соседним городом Жуковский. На дороге протяжённостью 3,8 км между станциями Пионерская и Юность расположена также платформа Школьная.
Вторая действующая на Московской железной дороге ДЖД расположена в Новомосковске Тульской области. Протяжённость путей составляет 2,7 км. На кольцевой трассе, помимо головной станции Берёзки, в Тульской области для пассажиров действуют платформы Парковая и Исток Дона. Путь по кругу занимает 12–15 минут.
Особенностью железной дороги является то, что не все поезда следуют со всеми остановками. Часть поездов обозначена в расписании Тульской ДЖД скорыми («100-й» нумерации) и они пропускают платформу Парковая. Поезда, следующие со всеми остановками («400-й» нумерации), считаются пассажирскими.
Источник: Vgudok