data-caption= data-caption= data-caption=
Лайфхаки от собственников

Основные расходы операторов/собственников железнодорожных вагонов, связаны с затратами на ремонт вагонов и приобретение запасных частей. Для оптимизации этих расходов применяются разные способы.

 

 

В этой статье мы познакомим вас с некоторыми хитростями, которые применяют железнодорожные  операторы (собственники вагонов) для удешевления стоимости ремонта грузовых вагонов.

Иногда эти методы, напрямую влияют на обеспечение безопасности движения и создают дополнительные риски возникновения транспортных происшествий.

Для наглядности приведем несколько примеров и постараемся определить экономический эффект. Итак:

Пример №1  - Проведение деповского ремонта (ДР) вагона, вместо капитального ремонта (КР).  

При необходимости проведения капитального ремонта (КР) вагона, некоторые собственники направляют грузовой вагон в ремонт ранее срока (но не позже чем за месяц до истечения срока планового ремонта) и ремонтируют его в объеме деповского ремонта (ДР), вместо капитального (КР). Такой вагон будет принят из ремонта и допущен на инфраструктуру ОАО «РЖД».

Экономический эффект от такого метода рассчитывается как разница между стоимостью капитального и деповского ремонтов. В качестве бонуса -  отсрочка на проведение дорогостоящего ремонта (КР), которая составляет два или три года (если вагон на ПРОБЕГе).

В зависимости от комплектации вагона, данный способ позволяет дополнительно сэкономить средства на приобретение вагонных деталей, которые определены требованиями о проведении капитального ремонта вагонов:  поглощающие аппараты класса Т1 или Т2 (в зависимости от рода вагона), автосцепки не старше 30 лет, колесные пары с толщиной обода не менее 40 мм.

Пример 2 - Установка на вагон литых деталей тележки, чей срок службы заканчивается в межремонтный период вагона.

Срок службы литых деталей тележки грузового вагона составляет – 30 лет. В 2022 году истекает срок службы деталей изготовленных в 1992 году, в 2023 – изготовленных в 1993 г. и т.д.

Вагон отремонтированный деповским ремонтом (ДР)  01 марта 2022 года, может эксплуатироваться до 01 марта 2025 года (на ПРОБЕГе). Такой вагон должен быть укомплектован литыми деталями изготовленными не раньше 1995 года, только в этом случае их срок службы не истечет в межремонтный период. Но если на этом вагоне будут установлены детали 1993-1994 года выпуска – их срок службы закончится ранее чем межремонтный период вагона – в 2023-2024 году соответственно. И до 01.03.2025 года вагон будет эксплуатироваться с бракованными деталями. В отсутствии логистического контроля со стороны ЦВ (Управления вагонного хозяйства ОАО «РЖД»), такие вагоны эксплуатируются на сети РЖД, до момента их выявления осмотрщиками вагонов. Поэтому, находчивые операторы, передают такие вагоны в аренду, для использования на подъездных путях необщего пользования, где вагон продолжает эксплуатироваться, создавая угрозу промышленной безопасности.

Экономический эффект такого метода равен стоимости литых деталей тележек грузового вагона, которые были необходимы для замены.

Пример 3 – Замена деталей (колесных пар, литых деталей, поглощающих аппаратов) на вагоне прошедшем модернизацию (капитальный ремонт с продлением срока службы), с целью их повторного использования на другом вагоне.

При проведении модернизации вагона, разрешается установка деталей изготовленных не раньше 2000 года, в т.ч. колесных пар с толщиной обода не менее 40 мм и поглощающих аппаратов класса Т1 или Т2.

Замена деталей производится при проведении текущего ремонта вагона (ТР-2). На вагон устанавливаются детали с ухудшенными характеристиками, в т.ч. поглощающие аппараты класса ТО, которые  были ранее заменены на вагоне при проведении модернизации.

Если требуется провести модернизацию двух вагонов, то применение такого метода позволяет использовать один комплект деталей, на двух вагонах поочередно.

Экономический эффект такого метода равен стоимости деталей, которые необходимы для установки на вагон при проведении модернизации.

Пример 4 – Установка на вагон ранее забракованных и контрафактных деталей

Литые детали тележек грузового вагона, забракованные в одном вагонном депо без передачи данных о забраковке в ГВЦ (Главный вычислительный центр), отправляются в другое депо, где они признаются годными и устанавливаются на вагон.

По той же схеме легитимизуются  контрафактные детали без истории, приобретенные у сомнительных поставщиков, в т.ч. за наличный расчет.

Экономический эффект равен стоимости детали.

"Лайфхаки" описанные выше  широко используются собственниками вагонов, которые считают своей индульгенцией наличие акта допуска вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД», забывая о том, что ответственность за техническое состояние вагонов возложена на них.

Примеры, которые мы перечислили выше, имеют документальное подтверждение и в случае необходимости, будут опубликованы.

(продолжении следует)