По данным компании Railinc, в 2021 г. в Северной Америке отмечалось сокращение как суммарного размера парка грузовых вагонов, находящихся в коммерческой эксплуатации, так и численности вагонов шести основных групп. Сохранились тенденции увеличения среднего возраста подвижного состава и доли большегрузных вагонов в новых поступлениях.
В очередном ежегодном обзоре компании Railinc — дочернего предприятия Ассоциации американских железных дорог (AAR) представлены сведения о численности парка грузовых вагонов Северной Америки за период, завершившийся 31 декабря 2021 г., и определены общие тенденции. Обзор подготовлен на основе поддерживаемой Railinc базы данных UMLER, в которой содержатся сведения о более чем 2 млн ед. подвижного состава. Каждый месяц в реальном времени в базу вносятся около миллиона обновлений.
Численность парка грузовых вагонов, находящихся в коммерческой эксплуатации в Северной Америке, к концу 2021 г. достигала 1,62 млн ед. (рис. 1), а суммарная численность подвижного состава всех типов составила 2,07 млн ед. В данном обзоре не рассматривались локомотивы, полуприцепы и контейнеры, используемые в смешанных перевозках, а также путевые машины и прочий подвижной состав, не предназначенный для коммерческой перевозки грузов. Анализировались показатели численности вагонов, относящихся к шести основным группам: открытые хопперы, крытые хопперы, полувагоны, платформы, цистерны и крытые вагоны.
Основные тенденции
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
- суммарная численность парка грузовых вагонов в Северной Америке за рассматриваемый период сократилась на 1,4 %, тогда как за предыдущий год она уменьшилась на 1 % (см. «ЖДМ», 2021, № 6, с. 59 – 62);
- уменьшение численности затронуло все рассматриваемые группы вагонов, при этом сокращение числа хопперов продолжилось 12‑й год подряд, составив в прошедшем году 5,9 %; число полувагонов уменьшилось на 3,4 %, крытых вагонов — на 1,8 %;
- средний возраст грузовых вагонов продолжил расти, достигнув 19,8 года; как и в предыдущие несколько лет, это, по‑видимому, вызвано тем, что темпы поступления новых вагонов были несколько ниже темпов выбытия устаревшего подвижного состава;
- сохранилась тенденция преобладания среди поступившего в эксплуатацию подвижного состава вагонов массой брутто 130 т. Они составляют 96 % нового подвижного состава, приобретенного за год, и около 86 % — за последнее десятилетие. Однако число пополнивших парк в 2021 г. вагонов данной группы сократилось на 7 %. В истекшем году железные дороги Северной Америки впервые не получили ни одного нового вагона массой брутто 100 т.
Суммарная численность коммерческого парка грузовых вагонов в течение 2021 г. сократилась на 24 тыс. ед. (рис. 1).
Рис. 1. Численность парка грузовых вагонов в Северной Америке по группам
Наиболее заметно сократилась численность хопперов — по сравнению с 2020 г. их стало меньше на 5,9 %. Численность полувагонов, платформ и крытых вагонов в истекшем году также снизилась — не менее чем на 1 % в каждой из рассматриваемых групп.
Средний возраст грузовых вагонов вырос на 0,2 года по сравнению с 2020 г., вернувшись к уровню, зафиксированному в 2014 г. С 2015 г. этот показатель колебался в пределах 19,5 – 19,6 года. На 0,1 года увеличился медианный возраст парка, ранее демонстрировавший снижение (рис. 2). Медианный возраст представляет собой значение возраста, относительно которого численность парка делится на две равные части, в первой из них возраст вагонов меньше, а во второй — больше медианного.
Рис. 2. Средний и медианный возраст грузовых вагонов в Северной Америке
В течение каждого из двух последних лет число новых грузовых вагонов, принятых в эксплуатацию, было меньше 30 тыс. ед. (рис. 3). Начиная с 2000 г. только дважды число новых вагонов было меньше, чем в истекшем году.
Рис. 3. Численность грузовых вагонов различного возраста
Грузовые вагоны массой брутто 130 т составляли большинство среди новых вагонов, пополнивших парк в последние 25 лет. На их долю пришлось 82 % пополнения парка за этот период. В 2021 г. тенденция сохранилась, доля вагонов массой 130 т составила 96 % (рис. 4). В то же время число принятых за последний год в эксплуатацию вагонов массой брутто 119 т по сравнению с 2021 г. сократилось на 1160 ед.
Рис. 4. Возраст и численность грузовых вагонов различной вместимости
Поступление в эксплуатацию вагонов массой брутто 119 и 122 т также продолжалось, но значительно менее быстрыми темпами по сравнению с вагонами массой 130 т. После 1992 г. вагоны массой брутто 130 т и более неизменно преобладали среди пополнивших парк.
Численность вагонов отдельных категорий
База данных UMLER содержит более 700 кодов, на основе которых классифицируется подвижной состав. На долю 10 наиболее распространенных групп грузовых вагонов в 2021 г. приходилось 53 % численности эксплуатируемого парка. В седьмой раз с тех пор, как Railinc в 2011 г. впервые опубликовала подобный обзор, 9 из 10 типов вагонов относятся к двум наиболее многочисленным группам — цистернам или крытым хопперам.
С течением времени меняется как средний размер вагона, так и суммарная вместимость вагонов данной группы, причем тенденции могут иметь разнонаправленный характер. Например, с ростом численности цистерн суммарная вместимость их парка с 2009 г. выросла на 55,7 %. Средний размер цистерны при этом стал больше на 7,9 %. Суммарная вместимость парка крытых хопперов (рис. 6) увеличилась на 21,1 %. Однако средний объем вагона несколько уменьшился, поскольку новые крытые хопперы в основном имеют небольшие размеры.
Численность крытых вагонов в последнее десятилетие сократилась, что привело к уменьшению суммарной вместимости их парка. В эксплуатацию поступали достаточно вместительные крытые вагоны, что привело к увеличению их среднего размера, но темпы пополнения парка были не настолько высоки, чтобы компенсировать снижение численности парка данной группы.
С 2011 по 2016 г. в обзорах Railinc содержались сведения о вагонах отдельных типов, сгруппированных по величине объема кузова и массы брутто (максимального допустимого значения массы груженого вагона). Начиная с 2017 г. в обзоре приводятся данные о численности вагонов, предназначенных для перевозки грузов определенных видов.
Гранулированный пластик
Для транспортировки пластика в гранулах обычно применяются крытые хопперы. За последние 2 года численность парка вагонов данной группы выросла примерно на 9000 ед., что составляет около 20 % числа вагонов, пополнивших парк за последние 10 лет. Почти 94 % вагонов, полученных за последние 20 лет, имеют полезный объем 170 м3 или более.
Зерно и удобрения
Данные грузы перевозят по железной дороге преимущественно в крытых хопперах большого объема. За последние 2 года парк вагонов для доставки зерна и удобрений увеличился примерно на 12 тыс. ед., на их долю приходится около 17 % численности парка. Крытые хопперы объемом свыше 142 м3 составляют приблизительно 88 % пополнения парка этой группы за последние 20 лет.
Песок и цемент
Эти грузы доставляют главным образом в крытых хопперах относительно небольшого объема. За последние 10 лет в эксплуатацию поступили почти 64 тыс. крытых хопперов серии C112, на долю которых приходится примерно 96 % численности вагонов данной группы, занимавшей в 2021 г. третье место по численности. Отмечается тенденция к уменьшению размеров вагонов для перевозки песка и цемента, что объясняется высокой плотностью этих грузов. Полезный объем большинства вагонов этой группы — свыше 85 м3, только для 4 % из них этот показатель ниже. За последние примерно 25 лет вагоны меньшей вместимости практически не поступали в эксплуатацию.
Уголь
Уголь отправляют преимущественно в полувагонах и открытых хопперах (рис. 7). Эти вагоны до сих пор образуют значительную часть парка, в 2021 г. на их долю приходилось 11 % общей численности, или 176 тыс. ед. Примерно 83 % вагонов этой группы поступили в эксплуатацию с 1990 по 2013 г. За последние 6 лет было получено 67 вагонов, однако за последние 4 года — ни одного.
Щебень
Для транспортировки щебня служат полувагоны и открытые хопперы. В 2020 – 2021 гг. железные дороги Северной Америки получили примерно на 58 % меньше вагонов данной группы, чем за два предыдущих года. Более половины единиц парка поступило в последние 16 лет, однако они составляют всего 2 % общей численности парка.
Крытые вагоны
Это самая малочисленная группа парка, при этом в среднем возраст крытых вагонов больше по сравнению с вагонами всех остальных групп. Около 40 % численности группы составляют крытые вагоны массой брутто менее 130 т. Большинство из них построено более 40 лет назад.
В истекшем году численность коммерческого парка железных дорог Северной Америки продолжала сокращаться. Эта тенденция отмечалась во второй раз за десятилетие. По итогам года суммарное число грузовых вагонов уменьшилось на 1,4 % по сравнению с данными на конец 2020 г. Наибольшее снижение численности отмечалось среди хопперов, полувагонов и крытых вагонов. Средний возраст парка увеличился до 19,8 года. Вагоны массой брутто 130 т продолжают преобладать среди нового подвижного состава, пополняющего парк. На их долю в 2021 г. пришлось около 96 % новых вагонов, поступивших в эксплуатацию.
Источник: Железные дороги мира