data-caption= data-caption= data-caption=
«Синара — Транспортные Машины»

 

Высокоскоростной поезд: самый амбициозный проект для «Синара — Транспортные Машины»

В этом году был дан долгожданный старт строительству первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт- Петербург. Перспективная сеть высокоскоростных железных дорог должна вывести понятие мобильности в стране на новый уровень, когда крупнейшие агломерации будут жить и работать как единое целое.

Для этого необходимо реализовать самую масштабную задачу для российского железнодорожного машиностроения за десятилетия — создать собственный высокоскоростной поезд. Ставить в производство подвижной состав, который станет одним из драйверов технологического суверенитета на годы вперед, будет «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) в кооперации с поставщиками со всей России.

Историческая веха

Важнейшее для развития страны решение о строительстве ВСМ Москва — Санкт-Петербург было принято в этом году Президентом России Владимиром Путиным. В июне были утверждены основы концессионного соглашения с компанией «ВСМ Две столицы», что позволяет перейти к практической реализации проекта магистрали.

Запуск линии запланирован на второй квартал 2028 года. По оценкам РЖД, она даст долгосрочный положительный эффект для ВВП страны, стимулирует развитие прилегающих регионов, увеличит пропускную и провозную способность инфраструктуры основного хода Октябрьской железной дороги, а также снизит энергопотребление и выбросы СО2.

Протяженность магистрали с учетом входов в Москву и Санкт-Петербург составит 679 км и пройдет через Тверь и Великий Новгород. Скорость движения будет достигать 360 км/ч, что позволит сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом до 2 часов 15 минут. Стратегическим элементом этих планов является подвижной состав: для эффективной работы ВСМ «Две столицы» потребуется 63 поезда.

Со взглядом в будущее

СТМ участвует в работе над высокоскоростным поездом уже почти пять лет. В августе 2019 года было основано дочернее общество РЖД — Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ), в котором СТМ стала партнером национального перевозчика. ИЦ ЖТ был создан для консолидации и развития компетенций по проектированию и постановке в производство инновационного подвижного состава и объектов инфраструктуры в России. При этом за разработку конструкторской документации на будущий поезд отвечают специалисты РЖД.

На данный момент поезд уже прошел три этапа разработки: определение технических требований, формирование технического задания и подготовка эскизного проекта. Как рассказывал вице-президент Группы Синара Александр Мишарин, техническое задание включило в себя 900 страниц описания перспективной машины. Вариант внешнего облика поезда выбирался всероссийским голосованием на сайте РЖД в 2022 году. С большим отрывом победил вариант экстерьера с динамичной трехлучевой световой линией на борту головного вагона.

Создание поезда станет первым опытом для России в части выпуска подвижного состава с такими характеристиками. Однако он во многом будет уникальным по мировым меркам, превосходя многие аналоги зарубежных производителей.

 

 

Эксплуатационная скорость поезда составит 360 км/ч. В то же время, по требованиям нормативов, в ходе испытаний он должен выйти на предел и продемонстрировать способность стабильно ехать на скорости почти 400 км/ч. В поезде будет реализована распределенная тяга, то есть тяговое оборудование распределено по всему составу. Это традиционный подход для мировой практики: генеральный директор ИЦ ЖТ Александр Кирейцев отмечал, что в мире на распределенной тяге выпускается более 95% высокоскоростных поездов.

Особенностью отечественного высокоскоростного поезда станет его двухсистемность. Он сможет работать на линиях постоянного и переменного тока. В настоящий момент электропоезда «Сапсаны» эксплуатируются между Москвой и Санкт-Петербургом на скорости до 250 км/ч по линии с постоянным током в 3 кВ. Однако для работы на скорости 360 км/ч необходима более высокая мощность (у сдвоенного высокоскоростного поезда она будет превышать 20 МВт), которую может обеспечить линия переменного тока в 25 кВ. В результате магистральные участки линии будут электрифицированы переменным током, а выходы из двух столиц, где не требуется высокая скорость движения, — постоянным. Это позволит снизить капитальные затраты на инфраструктуру, которая для переменного тока обходится дороже.

Разработчики понимают, что поезд выйдет на сеть через несколько лет и уже закладывают в него решения, которые опережают текущие серийные технологии. Так, в технические требования уже включена интеграция в поезд цифровой системы управления и системы автоведения на базе ИИ. На подвижной состав должно быть установлено оборудование для технического зрения и дистанционного управления, а также его высокоточного позиционирования. Все эти технологии дадут возможность эксплуатировать поезд с третьим уровнем автоматизации УА3 (GoA3): машина работает без участия машиниста, но он присутствует в кабине на случай экстренного реагирования. В то же время они позволят со временем и при необходимости обеспечить и полностью беспилотный уровень УА4 (GoA4).

Для снижения аэродинамического сопротивления и шума все оборудование на крыше будет закрыто обтекателями. Соединения между вагонами будут закрыты вровень с поверхностью кузовов, что также окажет положительное влияние на аэродинамическое сопротивление.

Согласно техническому заданию, поезда будут выпускаться в восьмивагонном исполнении и вмещать до 460 пассажиров. К тому же предусматривается совместная работа двух составов по системе многих единиц посредством объединения жесткой сцепкой.

 

 

В салон поезда закладывается его вариативность. Как ранее заявляли РЖД, подвижной состав может быть изготовлен в двух классах «Стандарт» и «Бизнес». В класс «Стандарт» предполагается включать различные вагоны: бизнес, эконом, семейный, туристический и бистро. Версия «Бизнес» получит вагоны только премиального класса обслуживания. Однако финальные решения по исполнению салона поездов пока еще прорабатываются.

Суверенизация на максимуме

Первый заказ на подвижной состав уже сделан. В соответствии с графиком проекта в апреле этого года РЖД и «Уральские локомотивы» заключили контракт на два пилотных поезда. Готовые к эксплуатации составы должны быть переданы перевозчику до конца марта 2028 года. Также сейчас ведутся переговоры с одной из лизинговых компаний о контракте на 41 состав, которые планируется использовать на магистрали Москва Санкт-Петербург.

СТМ выступит головной организацией по производству высокоскоростных поездов. Холдинг занимается выпуском рельсовой техники более 15 лет, является одним из крупнейших игроков российского рынка транспортного машиностроения и входит в топ-15 в мире. За годы работы силами конструкторско-инжиниринговых центров СТМ были поставлены в серию многие передовые модели электропоездов, локомотивов и путевой техники, а также освоены в производстве разные комплектующие.

 

 

Такой высокотехнологичный подвижной состав — это сложный продукт, требующий кооперации широкого круга поставщиков компонентов и создающий колоссальный мультипликативный эффект для экономики. Это и освоение новых технологий, и развитие инженерной школы, и новые рабочие места, и налоговые отчисления. Очевидно, что проект, который начнут реализовывать в СТМ, будет одним из базовых в формировании и закреплении технологического суверенитета России на десятилетия.

Именно поэтому в создании поезда делается акцент на отечественные технологии. По словам Александра Мишарина, уже определено более 150 различных поставщиков по всем узлам подвижного состава. У большинства — десятилетия опыта работы в отрасли. Так, тормозное оборудование будут осваивать «МТЗ Трансмаш» и «Транспневматика», буксовые подшипники — «ТЕК-КОМ». Асинхронные тяговые электродвигатели ТАД650 специально для состава создают «Русские электрические двигатели». На самом предприятии указывают, что уже разработали 3D-модель двигателя, провели электромагнитные, тепловые и вентиляционные расчеты. Создание опытного образца намечено на 2025 год.

 

 

Масштабные мероприятия намечены и на будущем заводе-изготовителе поездов — «Уральских локомотивах». Предприятие обладает одним из самых современных в стране комплексов производственного оборудования и конструкторским бюро. «Уральские локомотивы» на примере новейших электровозов 3ЭС8 «Малахит» и электропоездов ЭС104 «Финист» доказали самостоятельность компетенций в разработках подвижного состава и готовность решать сложнейшие задачи в максимально короткие сроки.

Сейчас завод готовится к значительному расширению под выпуск высокоскоростных поездов. Должны быть построены два новых корпуса общей площадью 60 тыс. м2. Будет установлено новое оборудование (уже идет процесс контрактации) и создано порядка 450 высокотехнологичных рабочих мест. Должно быть инвестировано около 44 млрд руб., из которых 80% составят средства льготных займов по ключевым государственным программам поддержки роста технологического суверенитета. Проведенные работы должны позволить обеспечить выпуск до 100 вагонов высокоскоростных поездов в год.

Такой масштаб востребован. Так, планируется, что сеть высокоскоростных магистралей будет шириться, охватит более 100 млн населения России и достигнет 4671 км. После Санкт-Петербурга новые линии должны пойти в Екатеринбург, Адлер, Минск и Рязань. С учетом этого сами РЖД оценивают перспективную потребность в более чем 290 составов: это более 2,3 тыс. вагонов, если проводить расчет в планируемых восьмивагонных поездах.

Как отмечал Александр Кирейцев, сегодня общий показатель готовности технических требований на поезд и его комплектующие составляет 92%. До конца этого года ожидается технический проект поезда, до конца 2025-го — полный комплект рабочей документации, позволяющий приступать к производству подвижного состава. Параллельно предстоит большая работа по созданию системы национальных стандартов и правил для сертификации новой машины и ее узлов, а также ее допуска в эксплуатацию.

Своей историей и Россия, и РЖД, и СТМ доказали, что способны эффективно решать самые амбициозные и сложные технологические задачи.

Источник: rollingstockworld