data-caption= data-caption= data-caption=
Восточный полигон в цифре

 

Восточный полигон РЖД – колоссальная сеть железных дорог протяженностью свыше 14 000 км, объединившая Транссибирскую (Транссиб) и Байкало-Амурскую (БАМ) железнодорожные магистрали. Новая санкционная реальность, формирующаяся с 2022 г., привела к резкому развороту основных экспортных грузопотоков на Дальний Восток России. В результате критически обострилась ситуация, связанная с превышением пропускных возможностей железнодорожных путей.

Экономическая эффективность БАМа ставилась под сомнение на протяжении всей его истории. С самого начала было понятно, что строительство и дальнейшая эксплуатация железной дороги в глубине неосвоенной человеком, сейсмоопасной территории с исключительно суровым климатом, сложным рельефом и вечной мерзлотой обойдется экономике страны колоссальными затратами. Но те, кто настаивал на необходимости строительства дороги, руководствовались стратегическими целями — смотрели на десятилетия вперед.

Сегодня центр тяжести экономического роста окончательно сместился в Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), и разворот российской экономики и внешнеполитических усилий на Восток из стратегически важной долгосрочной цели превратился в задачу сегодняшнего дня. В системе транспортных коридоров, связывающих европейскую часть России с АТР, БАМ — это самый короткий путь к Тихому океану, а вместе с Транссибирской магистралью в составе Восточного полигона сети РЖД — самый развитый транспортный коридор восточного направления, полностью проходящий внутри страны, объемы перевозок по которому стабильно растут. Поэтому в логике первоочередного развития того, что уже хорошо работает, по поручению Президента России в юбилейный для БАМа год запущен третий этап его модернизации.

В 2024 г. РЖД планирует завершить основные работы по второму этапу расширения Восточного полигона. Премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 2 мая объявил, что по поручению главы государства Владимира Путина утвержден третий этап модернизации Восточного полигона, рассчитанный до 2035 г., на общую сумму более 3,7 трлн руб. Инвестпроект третьего этапа модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба позволит увеличить провозную способность этих магистралей со 180 млн т в 2024 г. до 210 млн т в 2030 г. и до 270 млн т в 2032 г.

«Расширение Восточного полигона создаст новые возможности для промышленных предприятий, особенно в добывающих и обрабатывающих секторах, поможет нарастить грузопоток и сократить общее время в пути. Увеличатся объемы заказов, появятся новые рабочие места. Будут благоустроены территории вдоль магистралей, что повысит качество жизни людей в Сибири и на Дальнем Востоке», – подчеркнул Мишустин.

 

 

Главная цель третьего этапа инвестпроекта – увеличить пропускную способность железных дорог и расширить поставки продукции через дальневосточные порты. Реализация третьего этапа увеличит провозную способность Восточного полигона до 210 млн т в 2030 г. и до 270 млн т в 2032 г.

Замгендиректора РЖД Андрей Макаров ранее сообщал, что в 2025 г. планируется завершить основные работы по электрификации, «по крайней мере на линии Комсомольск – Волочаевка». Все линейные объекты и проекты электрификации второго этапа развития Восточного полигона прошли Главгосэкспертизу, говорил он. Параллельно в 2024 г. начинаются работы по третьему этапу.

В рамках третьего этапа работы будут вестись на 24 участках – 12 из них относятся к Транссибу, 10 – к БАМу, еще две линии должны соединить магистрали между собой. Модернизация железнодорожной инфраструктуры подразумевает строительство вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через реку Амур (на эти четыре искусственных сооружения заложено 500 млрд руб.), обхода Хабаровского транспортного узла, развитие Находкинского транспортного узла, а также строительство вторых главных путей на ряде участков. Закончить модернизацию в рамках этапа предполагается в 2035 г.

Основная часть третьего этапа будет реализовываться за счет инвестпрограммы РЖД. Президент Владимир Путин при этом поручил учитывать влияние тарифообразования на состояние грузоотправителей и цены товаров. Государство поддержит проект бессрочной льготной ставкой налога на имущество в 1,6% для путей общего пользования и относящихся к ним технологических сооружений (общеустановленная ставка – 2,2%).

По сравнению с предыдущими вариантами программы увеличилось финансирование Транссиба, на который ранее приходились лишь 10% всего бюджета инвестпроекта. Сейчас запланированное финансирование выросло в 2,3 раза до 613 млрд руб.

В 2026–2029 гг. здесь запланированы технико-экономическое обоснование и проектно-изыскательские работы с объемом инвестиций 32 млрд руб. Строительно-монтажные работы по обходу Хабаровского узла, развитию Находкинского узла, обходу Смоляниново – Находка оценены в 244 млрд руб. до 2032 г. и еще 182,5 млрд руб. до 2034 г.

Еще 25 млрд руб. пойдут на изыскательские работы в 2027–2030 гг. по участку «Второй путь 288,4 км» подпроекта «Комсомольск-Сортировочный – Волочаевка». Строительство начнется в 2031 г. и закончится в 2035 г. Запланированный объем инвестиций – 330,5 млрд руб., следует из апрельского постановления правительства. Таким образом, правительство учло пожелания грузоотправителей.

 

 

Обоснованность этих решений и соответствие средств подтверждены Главгосэкспертизой и утверждены правительством, отмечает гендиректор Института прав естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.

На БАМе на 22% до 1,58 трлн руб. подорожали работы на участке от Тынды до Ванино, там запланировано строительство второго Кузнецовского тоннеля и моста через Амур. Стоимость работ на участке от Тайшета до Тынды осталась на уровне 1,1 трлн руб. Здесь построят дорогостоящие вторые Северомуйский и Кодарский тоннели.

Если стратегические эффекты от реализации инфраструктурных проектов по большей части неизмеримы, что предоставляет широчайшее поле для словесных манипуляций и критики колоссальных капитальных затрат, то для оценки экономических эффектов существует научно обоснованный и прошедший проверку на практике инструментарий. Расчеты ИПЕМ по методике межотраслевого баланса показывают, что совокупный эффект на ВВП России от реализации второго этапа модернизации Восточного полигона составит 9,8 трлн рублей, а инвестиции в проект вернутся в ВВП страны в пятнадцатикратном размере. 

Оценка по специфичной для транспорта методике 1512 показала, что абсолютный прирост ВВП в результате расширения Восточного полигона составит 4,1 трлн руб. в ценах 2019 г., в том числе прирост выпуска товаров в результате ликвидации инфраструктурных ограничений – 2,9 млрд руб., эффект экономии времени в пути грузов – 2,4 млрд руб. Сравнение результатов оценки Восточного полигона по методике 1512 с проектом строительства автомагистрали Москва – Казань (М12) показало трехкратную разницу в пользу Восточного полигона, говорит гендиректор ИПЕМа.

Таким образом, расчеты показывают сравнительную приоритетность усиления БАМа и Транссиба по отношению к другим транспортным проектам, а интегральные показатели эффективности говорят о чрезвычайной важности проекта для всех отраслей, рынка труда, экономики регионов, заключил Саакян.

Однако решить проблему лавинообразного роста грузоперевозок лишь строительством дополнительных участков дорог невозможно. Поэтому важной частью модернизации железнодорожной инфраструктуры является цифровизация Восточного полигона. Внедрение цифровых технологий направлено на повышение эффективности, безопасности и скорости перевозок.

Цифровая колея

В 2019 г. РЖД начала реализацию комплексной стратегии цифровой трансформации. Бюджет проекта должен был составить 100 млрд руб. до 2025 г. За первые три года на мероприятия стратегии было потрачено 8 млрд руб., говорил в конце 2022 г. заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT. В рамках стратегии планировалось развитие электронного документооборота, переход на отечественный софт и оборудование, разработка отечественной ERP-системы (enterprise resource planning, система планирования ресурсов предприятия).

Внедрение цифровых технологий является частью программы модернизации Восточного полигона. Весной 2023 г. гендиректор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов в интервью «Российской газете» анонсировал создание цифровой модели Восточного полигона. Задача модели – тактическое и стратегическое планирование в соответствии с транспортной стратегией России, координация всех участников перевозок по Восточному полигону, портам и смежным территориям. «Нужна более тонкая настройка, диспетчеризация всех грузопотоков, синхронизация инвестиционных проектов, чтобы обеспечить общую провозную способность», – говорил Кузнецов.

В 2023 г., по данным группы 1520, 36 объектов БАМа и Транссиба в Амурской области, Хабаровском крае и Бурятии были оснащены современной российской автоматикой. С ее помощью диспетчерский персонал может через компьютер управлять стрелками и светофорами, следить за работой оборудования, выявлять предотказные состояния. Система проводит самодиагностику устройств, блокирует внешние кибератаки, минимизирует эксплуатационные издержки на протяжении всего срока службы оборудования.

«Зоопарк» технологий

Основные направления цифровизации Восточного полигона предусматривают внедрение интеллектуальных транспортных систем и цифровых платформ для управления перевозками (LMS, TMS), которые позволяют оптимизировать расписание движения, снижать задержки и отслеживать передвижение грузов в режиме реального времени; внедрение систем электронного документооборота и смарт-контрактов для создания прозрачной и безопасной системы учета и подтверждения сделок по перевозке грузов; анализ больших данных для прогнозирования спроса и оптимизации маршрутов и многое другое.

 

 

Сенсоры, датчики, лазерные сканеры и видеокамеры, которые установлены на специальных рамках на въездах и выездах пяти крупных станций Транссиба и БАМа (Тайшет, Таксимо, Наушки, Иркутск, Улан-Удэ), обрабатывают данные размещения и крепления груза в вагонах проходящих поездов, рассказывает представитель РЖД. На их основе система создает 3D-модель каждого вагона и находит даже минимальное смещение груза в пути следования. Использование этой технологии значительно сокращает время обработки поездов, утверждает он.

По словам представителя РЖД, эффективным инструментом также являются цифровые двойники, которые помогают прогнозировать загрузку железнодорожных путей, рассчитывать стоимость эксплуатации подвижного состава и путевого оборудования, повышать эффективность техобслуживания инфраструктуры, определять оптимальные маршруты и наиболее эффективный режим эксплуатации всей сети. В рамках импортозамещения и повышения эффективности РЖД приняла решение о создании единой корпоративной платформы ведения технической документации, которая является базой для цифрового двойника инфраструктуры. Цифровой двойник позволяет моделировать изменения, прогнозировать внештатные ситуации, а также обеспечить обслуживание не по регламенту, а по фактическому состоянию, рассказал представитель логистического оператора.

«Широкое применение технологии цифровых двойников инфраструктуры позволит сократить количество отказов технических средств до 15% за счет увеличения числа выявленных предотказных состояний, снизить время простоев поездов из-за отказов технических средств до 12% и стоимость проектно-изыскательных работ от 15 до 40% при новом строительстве и капитальном ремонте активов инфраструктуры», – говорит он.

 

 

Еще один из проектов РЖД, «Цифровая железнодорожная станция», дает возможность моделировать будущую работу с объектами при различных заданных параметрах и выбирать оптимальный вариант их работы, говорит представитель компании. Программный комплекс отслеживает продолжительность и последовательность операций и автоматически определяет нарушения.

Пилотные проекты по внедрению BIM-технологий дают возможность апробировать технологию информационного моделирования в строительстве, в том числе на объектах Восточного полигона, продолжает представитель РЖД. Это особенно важно с учетом серьезных задач по развитию сети железных дорог, обращает внимание он.

Создаваемые цифровые модели объектов капитального строительства включают все данные как о самом объекте, так и об элементах его конструкции, строительном участке и объемах работ. Это содействует повышению контроля и прозрачности бизнес-процессов и сокращению трудозатрат на проектно-изыскательские работы за счет автоматизации процессов, резюмировал представитель РЖД.

Цифровые перспективы

Для обеспечения перевозок в масштабах страны и оптимизации работы транспортной инфраструктуры РЖД необходимо решать множество задач на различных уровнях, рассуждает партнер практики «Цифровая трансформация» консалтинговой компании Strategy Partners Сергей Кудряшов. Например, недавно была презентована технология, которая позволяет фактически в режиме реального времени контролировать состояние путей за счет снятия показателей с вагонов, а ранее для этого использовались специальные диагностические комплексы, которые ездили по сети, приводит он пример цифровой трансформации.

В целом уровень цифровизации РЖД достаточно высок, в том числе в сравнении с другими крупными компаниями, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Проблематика ускорения внедрения цифровых технологий для РЖД в первую очередь связана с заменой ручного труда. Сейчас еще большое количество операций у компании осуществляются вручную, при этом есть системы видеонаблюдения и датчики, позволяющие контролировать определенные параметры вагонов, выявлять износ подвижного состава», – рассуждает эксперт.

Бурмистров отмечает, что работа РЖД с производителями железнодорожной техники по внедрению цифровых паспортов позволяет существенно снизить расходы на ремонт и повысить технический уровень готовности локомотивов. «С точки зрения цифровых технологий у РЖД все действительно хорошо, но есть вопросы по внедрению средств автоматизации труда, оснащению ключевых терминалов и пограничных пунктов средствами осмотра вагона и контроля технического состояния», – резюмировал аналитик.

Но для эффективного внедрения цифровых технологий недостаточно просто развесить датчики на локомотивах или оборудовать пути умными камерами, предупреждает менеджер практики «Технологическая трансформация» компании «Рексофт консалтинг» Анна Тулякова. «Главная сила «цифры» – обработка огромного количества разнообразных данных», – объясняет она. Это, например, данные о перемещениях составов по железнодорожной сети, пробках на маршрутах, техническом состоянии локомотивов, вагонов и платформ, загрузке пассажирских поездов и спросе на коммерческие перевозки.

«Но само наличие этих данных не означает успешной цифровизации железных дорог – их следует корректно накапливать, обрабатывать по согласованным правилам и, наконец, правильно интерпретировать и использовать», – резюмировала эксперт.

Источник: Ведомости