Снижение погрузки на российских железных дорогах в июле на 3,9% во многом обусловлено целым набором негативных факторов. В такой ситуации, как считают эксперты, ОАО «РЖД» сейчас больше озабочено сохранением своей финансовой устойчивости, чем созданием условий для притока на сеть дополнительных грузопотоков, и тем самым рискует в нынешней ситуации утратить роль локомотива российской экономики.
В монополии, конечно, предпринимают усилия для стабилизации погрузки. Однако пока до оптимизма в этом плане еще далековато: наблюдается оживление экспорта, но этого тренда, по-видимому, недостаточно для компенсации сжатия спроса на внутреннем рынке. И это вызывает сомнения в том, что в III квартале удастся отыграться: те номенклатуры, которые обычно выступают драйверами роста на сети, пока не могут вывести динамику погрузки в положительную зону, заметил президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.
Уголь поставили в жесткие рамки
Наиболее чувствительным моментом для ОАО «РЖД» в июле было то, что уголь остался в минусе. У рынка не хватает стимулов для стабилизации, хотя он и стремится к этому. Видны признаки некоторого улучшения. Ожидания на июль были, напомним, тревожные.
В июне погрузка угля по сравнению с предыдущими месяцами несколько ускорилась, поскольку на складах скопились достаточные запасы угля, которые было необходимо вывозить. Однако продать за рубеж его можно было только на азиатских рынках. А туда удавалось отправить не весь объем продукции, который могли предъявить угольщики.
Так сложилось из-за введения порядка ранжирования грузопотоков на Восточном полигоне. Теперь для подтверждения заявки требовалось ее подавать за 45 суток до отправки. Если же у предприятий появлялась потребность добавить угля на спотовый рынок, то они этого сделать уже не могли, поскольку внеплановые заявки попадали в конец очереди. Сеть, по сути, теряла объемы погрузки. Однако пропускные способности Восточного полигона ограниченны.
«На этом направлении ситуация остается стабильно напряженной, хотя на восток постоянно что-то пытаются добавить. В частности, за счет улучшения планирования», – отметил П. Иванкин. Однако управление вагонопотоками на полигоне, по сути, идет в ручном режиме, и это в ряде случаев осложняет, а не улучшает общую ситуацию. Особенно на фоне необходимости проводить ремонты.
На объемах погрузки угля в июле сказывалась также ограниченная пропускная способность обходной ветки в Мурманский порт, построенная в авральном порядке после обрушения моста через реку Колу. Пока он не восстановлен, отправители вынуждены корректировать географию отправок. Ведь больше заявок на восток в ОАО «РЖД» удовлетворяли для тех экспортеров, кто использует в своей логистике не только это направление, но и другие.
В среднем за I полугодие текущего года динамика погрузки составила -9,2% к январю – июлю 2019 года, а в июле минус оказался, судя по подсчетам ИПЕМ, на уровне 3,4%. Фактически такой результат означает прирост на 4,3 п. п. – немного, но все-таки это шаг вперед. Особенно если учесть, что складские запасы в июле по сравнению с предыдущим месяцем были оптимизированы.
Нефть увела доходы с сети
Существенным ударом для сети стало резкое снижение в части нефтегрузов: их отправки в июле, по расчетам ИПЕМ, упали на 17,8%, что ощутимо больше, чем за предыдущие месяцы.
Причин для этого несколько. Во-первых, объем первичной переработки нефти по итогам января – июля 2020 года сократился на 2,4%, сообщило центральное диспетчерское управление ТЭК. Причем нынешним летом замедление отечественных НПЗ было особенно заметным, несмотря на то, что, как ранее говорил замминистра энергетики Павел Сорокин, заводам были даны рекомендации максимально нарастить переработку к августу. Напомним, что в II квартале на ремонте 23 находились НПЗ, что обернулось выводом из эксплуатации 9,97 млн т мощностей по первичной переработке нефти.
По данным П. Сорокина, если внутренний рынок в июле по потреблению топлива стал приближаться к стабилизации, то экспорт до сих пор остается существенно ниже докризисного уровня. В частности, экспорт дизтоплива в июле составил 2,3 млн т, тогда как в апреле текущего года на внешние рынки было отгружено 3,3 млн т. А это именно та номенклатура, логистика которой традиционно тяготеет к железнодорожной сети.
Во-вторых, не оправдались ожидания нефтяников по поводу предоставления скидок на перевозки их продукции по РЖД. И часть грузов ушла на другие виды транспорта.
Металлы не удалось пригнать на РЖД
В глубоком минусе остались в июле и черные металлы. Их погрузка сократилась на 13,3%. На столько же упала и погрузка лома.
Одна из проблем металлургов – снижение спроса на металл и сужение возможностей для экспорта. Другая – рост расходов предприятий, которые на внутреннем рынке приводят к росту цен на готовую продукцию.
В июле сводный индекс цен металлоторговли, например, по черному металлопрокату в центре России вырос на 2,6%. По другим позициям, по данным металлотрейдеров, – подъем цен в диапазоне от 0,4 до 10,5%. Больше всего увеличились прайсы на трубы и арматуру.
Опросы в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» показывают, что есть и другие проблемы. Респонденты отметили усложнение работы с ОАО «РЖД»: прежде всего появились дополнительные заморочки при согласовании планов.
«В частности, автоматическое согласование заявок доставляет некоторые неудобства. Но успеваем за отведенный срок решить вопросы: если они есть, звоним по телефону. В основном проблема одна: существующий уровень развития информационных технологий не слишком стыкуется с управлением движением. Например, вагон может стоять 1–2 суток в ожидании накопления состава стандартной длины, а потом его отправляют. И железная дорога представит, что все хорошо и согласовано. Но для конечного потребителя это все равно выглядит как задержка», – рассказал представитель металлургического завода.
Как ни парадоксально, но отправка автотранспортом металлов на длинные расстояния увеличилась. Клиенты РЖД сообщили, что им сегодня стало проще и дешевле вывозить свою продукцию в ЕС через Польшу и Клайпеду фурами, если речь идет о спотовых поставках. Договориться о внеплановых отправках по железнодорожной сети стало сложнее, несмотря на то, черные металлы для РЖД – высокодоходные грузы.
Более того, на некоторых направлениях составы с металлами попадают в заторы. В основном это касается Восточного полигона. «И это уже касается подвижного состава с согласованными заявками ГУ-12. Брошенные поезда приводят к тому, что клиенты начинают отказываться от заказов. Мы теряем покупателей, а РЖД – объемы погрузки металлов», – сообщил представитель крупного меткомбината.
Цемент нашел дно
Еще одна провальная номенклатура – цемент: в июле его погрузка снизилась на 10,3%. Это связано с тем, что в целом потребление цемента, по данным НО «Союзцемент», в РФ сократилось.
Несмотря на сезонное увеличение спроса на цемент, в июне он оставался на 10% ниже аналогичного показателя в 2019 году. И июль оказался в этом плане не лучше: в большинстве регионов, где традиционно потребляются солидные объемы цемента, наблюдалось снижение потребления на 2–10%.
Отрасль, если не получит господдержки, рискует скатиться к негативному сценарию. Тогда, по данным НО «Союзцемент», в конце года падение рынка цемента может составить до 10%.
Что касается железнодорожной погрузки, то ее динамика остается неравномерной: отмечен рост в группах компаний, которые имеют своих железнодорожных операторов, и переключение отправок продукции на автомашины у тех заводов, которые таковых не имеют.
У погрузки есть и драйверы, но их негусто
Поддержали погрузку в июле такие номенклатуры, как стройматериалы (+5%), минудобрения (+5,8%), лес (+2,8%), зерно (+13,3%). Выросли также отправки контейнеров и ряда номенклатур, отправляющихся по РЖД небольшими партиями.
Рост стройматериалов связан в основном с реализацией программ ремонта автодорог и перевозок балласта для нужд ОАО «РЖД».
Рост погрузки леса, как отметил представитель одной из торговых компаний в Индексе качества услуг на железнодорожном транспорте, сложился под влиянием течения ряда обстоятельств. «В этом нет заслуги ОАО «РЖД», – добавил респондент.
Прибавка по зерну связана с тем, что из России с 1 июля стало можно вывозить эту номенклатуру без ограничений. Ранее на экспорт была установлена квота, которую, по словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, трейдеры выбрали уже в конце апреля.
И погрузка зерна стала увеличиваться по мере сбора нового урожая. Обычно при этом возникает сезонный дефицит подвижного состава. Однако сейчас под погрузку были привлечены высвободившиеся из-под цемента хопперы, а на Юге стали активнее использовать полимерные вставки в вагоны и контейнеры.
Однако целом все эти прибавки не смогли скомпенсировать падения погрузки по вышеперечисленным номенклатурам.
Прогнозы на перспективы на перспективу неутешительные: в ОАО «РЖД» подготовлены предложения по стабилизации работы холдинга, из которых следует, что монополия планирует прежде всего ужесточение тарифной политики. В частности, это означает, что за скидками в дальнейшем все чаще будут отсылать к регулятору – за выделением стабилизационных субсидий из госбюджета.
И, судя по всему, клиентоориентированность отодвигается на более дальние позиции – стратегией на оптимизацию имеющихся ресурсов холдинга. В таком случае вряд ли стоит ожидать укрепления тренда на стабилизацию объемов погрузки – даже несмотря на то, что сеть приближается к осени, когда сравнивать результаты придется уже с низкой базой прошлого года.