data-caption= data-caption= data-caption=
Широкая сеть – это конкурентное преимущество

Рынок вагоноремонтных предприятий ждёт консолидация

В июне ОАО «Российские железные дороги» провело аукцион по продаже 100% минус одна акция АО «Вагонная ремонтная компания – 2» (ВРК-2). Победителем стало ООО «Новая вагоноремонтная компания» (НВК), предложившее за актив 10,7 млрд руб. О стратегии развития компании и будущем ВРК-2 в интервью «Гудку» рассказал генеральный директор НВК Вадим Михальчук.

– У НВК до покупки ВРК-2 уже была сеть депо на разных дорогах. Что будете делать с новым приобретением?

– Новая вагоноремонтная компания – известный игрок на вагоноремонтном рынке. На момент покупки ВРК-2 в составе НВК уже были вагоноремонтные активы на Московской, Приволжской, Куйбышевской, Южно-Уральской и Забайкальской дорогах, выполняющие более 23 тыс. плановых ремонтов грузовых вагонов в год.
Стратегия компании состояла в том, чтобы продолжать наращивать вагоноремонтные активы. В связи с этим наше участие в аукционе по продаже ВРК-2 было вполне логическим шагом.

– Когда планируется полное завершение сделки?

– Сделка по покупке полного пакета акций ВРК-2 была закрыта 22 июля. Оставшаяся одна акция, которой владело АО «КРП-Инвест» (дочернее общество ОАО «РЖД». – Ред.), также уже выкуплена нами. Данный актив теперь полностью принадлежит ООО «Новая вагоноремонтная компания».

– Какой вектор дальнейшего развития ВРК-2 видите вы?

– ВРК-2 – компания, в которой работают профессионалы. Но одного профессионализма недостаточно, чтобы добиться успеха на конкурентном рынке. Необходима способность адаптироваться под требования клиента, важно обеспечить прозрачность и скорость в принятии решений.
Вагоноремонтные депо ВРК-2 в основной своей массе построены в 1930-е годы прошлого века, как и предприятия НВК. Имеющийся опыт управления аналогичными по укомплектованности активами научил нас использовать имеющиеся производственные площади с максимальной эффективностью.
Мы планируем до конца текущего года лично посетить все предприятия, провести их технический аудит и определить реальные производственные возможности, познакомиться с коллективами и сформировать инвестиционную программу по устранению узких мест.
О каких-то конкретных цифрах инвестиций сейчас говорить некорректно, не увидев всё вживую, однако уже на этапе подготовки к аукциону мы понимали, что основной акцент придётся делать на вопросах энергоэффективности.
Одновременно мы проводим переговоры с собственниками подвижного состава для уточнения спроса в ремонте вагонов на предприятиях ВРК-2, притом что география её предприятий в некотором роде уникальна. Это и места массовой погрузки и выгрузки грузов, и крупные железнодорожные узлы, на которых формируются составы, а значит, у клиента есть возможность из отремонтированных вагонов сформировать отправительский маршрут или включить вагон в состав ближайшего поезда без потерь времени на доставку вагонов с промежуточных станций.
Исходя из итогов переговоров, будут приняты решения по развитию конкретных предприятий или открытию на них новых видов деятельности, также связанных с обслуживанием железнодорожного подвижного состава.
Могу вас заверить, что на всех предприятиях, на которые приходила НВК, штатная численность только увеличивалась, как и выпуск вагонов, поэтому такой же стратегии мы будем придерживаться и далее.

– Планируется ли увеличивать количество активов, расширять филиальную сеть, выходить в какие-либо другие сегменты бизнеса?

– Уже сейчас Новая вагоноремонтная компания плюс ВРК-2 – это крупнейшая сеть вагоноремонтных депо в России.
В то же время вагоноремонтный бизнес является самым конкурентным в нашей стране. Этому способствовали и либерализация транспортной отрасли, и существенное обновление вагонного парка, что позволило увеличить межремонтные пробеги вагонов. Поэтому в некоторые периоды профицит вагоноремонтных мощностей в стране достигает 25%.
Однако именно присутствие объединённой компании на всей сети железных дорог даёт ей преимущество перед другими участниками рынка. Но для получения этого преимущества требуются существенные улучшения в работе предприятий ВРК-2, чтобы потенциал всей сети был максимально реализован. Поэтому наше ближайшее время будет посвящено исключительно выстраиванию внутренних процессов. Дальнейшего расширения филиальной сети не планируется. В зависимости от результатов технического аудита мы примем решение, в каком направлении расширять ассортимент услуг наших предприятий. Хочу отметить, что мы не планируем перепродавать депо ВРК-2 ни операторским компаниям, ни кому-либо ещё. ВРК-2 – это серьёзный инфраструктурный проект, ценность которого именно в способности обеспечить клиентам сервис по ремонту вагонов и запасных частей на всей сети железных дорог России.

– Вы говорите о том, что у НВК самая крупная сеть депо. Какую долю на вагоноремонтном рынке вы занимаете?

– В группе компаний НВК шесть вагоноремонтных предприятий: Орский вагоноремонтный завод, вагоноремонтные депо Арчеда, Унеча, Тольятти, Волгоград и Хилок. Общая численность сотрудников около 2 тыс. В прошлом году мы отремонтировали более 20 тыс. вагонов. По итогам I квартала 2020 года наша доля на рынке составила 6%.
Все предприятия НВК имеют вагонно-колёсные мастерские и мини-промывочные комплексы замкнутого цикла. Подача-уборка вагонов осуществляется собственными маневровыми локомотивами. На всех предприятиях обновлены станочный фонд и средства дефектоскопии. Внедрена прогрессивная система мотивации труда.
Аналогичную работу мы планируем провести и на предприятиях ВРК-2. Уже сегодня у нас имеется план по увеличению числа вагонно-колёсных мастерских с 15 имеющихся до 20. Разрабатывается программа по строительству мини-ППС и дегазационных станций. Подачу-уборку вагонов мы также планируем осуществлять собственными локомотивами.
В итоге производственные мощности объединённой компании позволят ремонтировать более 120 тыс. вагонов в год плановым ремонтом и более 150 тыс. колёсных пар капитальным ремонтом.

– Ранее ОАО «РЖД» продало ВРК-3, сейчас продана ВРК-2. По вашей оценке, как изменится рынок ремонта вагонов после выхода из него перевозчика?

– После продажи ВРК-2 рынок планового ремонта вагонов стал ещё более конкурентным. Данную тенденцию легко проследить по работе частных вагоноремонтных компаний. Быстрота принятия решений и умение более оперативно подстраиваться под изменения рынка на протяжении многих лет позволяли им опережать в производственных показателях таких тяжеловесов, как ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3. После продажи ВРК-2 и ВРК-3, после приведения их к условиям рынка у данных компаний на первый план выйдет их конкурентное преимущество перед остальными участниками рынка в виде широкой сети.
Кроме того, в результате постоянного ужесточения законодательной базы единичным предприятиям будет всё сложнее и дороже выполнять эти требования, чем компании, в составе которой более 30 предприятий.
Именно поэтому, на наш взгляд, рынок планового ремонта ждёт консолидация. Есть вероятность, что в перспективе трёх – пяти лет на рынке останутся только сетевые компании и несколько кэптивных – аффилированных с крупными собственниками вагонов – депо. Аналогичным образом происходит трансформация и операторского рынка.

Справка «Гудка»
ООО «Новая вагоноремонтная компания» основано в 2008 году. Сегодня это крупнейшая сеть частных вагоноремонтных депо в России. В компании работают более 2 тыс. сотрудников. Ежемесячно компания выпускает более 2 тыс. грузовых вагонов плановым ремонтом.
НВК имеет шесть собственных вагоноремонтных предприятий.
Вагонное депо Арчеда (станция Арчеда, Приволжская дорога, город Фролово, Волгоградская обл.). Предприятие открыто в 1919 году, в состав НВК входит с 2008 года. Штат предприятия превышает 380 сотрудников. Ежемесячно ВРД Арчеда ремонтирует более 450 вагонов деповским и капитальным ремонтом. В состав предприятия также входит пункт текущего отцепочного ремонта на станции Аксарайская (Астраханская обл.).
Депо специализируется на ремонте газовых и нефтебензиновых цистерн, однако, учитывая потребности клиентов, предприятие освоило ремонт хопперов-зерновозов и цементовозов, универсальных и специализированных платформ, полувагонов, в том числе инновационных, и прочего подвижного состава.
Вагонное депо Волгоград (станция Разгуляевка, Приволжская дорога, город Волгоград). Предприятие открыто в 1999 году холдингом «Лук-ойл» для ремонта собственного подвижного состава. С момента вхождения предприятия в состав НВК введены в эксплуатацию площадка по разделке вагонов, участок пропарки цистерн, участок ремонта и освидетельствования танк-контейнеров, увеличена мощность цеха формирования колёсных пар, модернизирована система теплоснабжения. На предприятии работают более 350 сотрудников. Ежемесячно предприятие выпускает более 400 вагонов плановым ремонтом.
Вагонное депо Тольятти (станция Тольятти, город Тольятти, Куйбышевская магистраль). Создано в 1974 году. С 2018 года в составе НВК. Близость к крупным промышленным предприятиям города (АВТОВАЗ, «Тольяттиазот», «Куйбышевазот», «Томет») определила специализацию депо на ремонте вагонов-автомобилевозов, химических цистерн и универсального подвижного состава. После вхождения в состав НВК и введения в эксплуатацию собственной пропарочной станции предприятие приступило к ремонту нефтебензиновых цистерн, вагонов-зерновозов, думпкаров. Предприятие способно ежемесячно ремонтировать плановым ремонтом более 300 вагонов.
Вагонное депо Унеча (станция Унеча, город Унеча, Брянская обл., Московская дорога). С момента вхождения в состав НВК в 2008 году на предприятии были расширены вагоносборочный и колёсный цеха, введён в действие участок по формированию колёсных пар, организован участок пропарки цистерн и разделки вагонов. Проведённые изменения позволили увеличить выпуск вагонов плановым ремонтом в 2,5 раза – до 380 единиц в месяц. В депо трудятся более 350 сотрудников. Предприятие осуществляет деповской, капитальный, текущий ремонты практически всех родов подвижного состава, в том числе инновационного. Основная специализация – полувагон.
Вагонное депо Хилок (станция Хилок, город Хилок, Забайкальский край, Забайкальская дорога). Депо Хилок располагается на стыке Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог. Депо специализируется на производстве планового ремонта полувагонов, универсальных и специализированных платформ, крытых вагонов, вагонов-хопперов, цистерн. Мощность депо превышает 400 вагонов в месяц.
Вагонный завод Орск вошёл в состав НВК в 2020 году. На предприятии осуществляется плановый и текущий ремонт грузовых вагонов, формирование колёсных пар и подготовка (промывка) цистерн. Ремонтные мощности предприятия превышают 5 тыс. вагонов в год.