ВСМ (высокоскоростная магистраль) Москва – Санкт-Петербург, по словам заместителя министра транспорта России – руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимира Токарева, могут построить в декабре 2026 года. Возможно ли это? Попробуем разобраться.
По-видимому, проект в очередной раз достали из-под сукна в связи с необходимостью определить стратегию развития транспортно-пересадочных узлов в Санкт-Петербурге и в Москве. Уже решено, что в столице терминал ВСМ разместят рядом с Ленинградским вокзалом. Площадка под него имеется.
По данным заместителя главного инженера АО «Ленгипротранс» Сергея Иванова, в Санкт-Петербурге новый терминал можно разместить на участке между Лиговским проспектом, горловиной перронного парка Московского вокзала и Транспортным переулком – там, где расположены здания. Утверждено и место для депо ВСМ – южнее ст. Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
Правда, как прокладывать магистраль дальше, пока не очень понятно: в городе на Неве пассажирское сообщение настолько переплетено с грузовым, что распутать этот узел непросто. Ведь через Санкт-Петербург проходит несколько транзитных коридоров, в том числе Север – Юг с западным и восточным ответвлениями. И в их состав включены ветки железных дорог. ВСМ может перерезать часть грузового трафика.
Вместе с тем стивидоры Большого порта Санкт-Петербург настаивают на создании условий для роста контейнерных мощностей. Операторы морских терминалов имеют виды и перевалку на причалах порта дополнительных объемов генеральных, навалочных и наливных грузов. И с этими настроениями нельзя не считаться.
Дело в том, что многие новые проекты инвесторы сейчас реализуют без железнодорожных подъездов – в расчете на автомобильное сообщение, поскольку оно в последние годы в Санкт-Петербурге улучшилось с вводом КАД, ЗСД и трассы М-11.
Однако резервы улично-дорожной сети не безграничны. Поэтому с учетом перспективы земли под терминальные мощности должны резервироваться с учетом переключения маршрутов с наиболее интенсивным движением на железную дорогу. Если этот процесс не регулировать, то город задохнется от грузовиков, а железнодорожникам свободных зон для развития своей сети может и не остаться.
Кроме пассажиров, есть еще контейнеры…
По этой же причине ОАО «РЖД» должно крайне экономно расходовать имеющиеся ресурсы. Поэтому, кстати, провалилась идея вывода пригородных электричек с Московского вокзала.
«Следует учитывать, что все проекты по переустройству Санкт-Петербургского железнодорожного узла в границах мегаполиса крайне капиталоемкие. Поэтому, например, уже не раз переносили сроки выноса сортировки из черты города на ст. Шушары. Проект так до сих пор и не реализован», – отметил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко.
И де-факто мощности в Шушарах сейчас дополняют старые площадки для сортировки. К тому же там на базе грузового двора ОАО «РЖД» предполагается построить новый терминально-логистический центр «Балтийский». По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олега Тони, это позволит увеличить курсирование контейнерных шаттлов на связке «порт – ТЛЦ» и усилит позиции железной дороги в межвидовой конкуренции транспорта.
ВСМ может дать дополнительный стимул для развития нового терминала, поскольку появится возможность добавить на сеть между Санкт-Петербургом и Москвой дополнительные контейнерные поезда. Пока контейнеры между двумя столицами следуют в основном по автодорогам.
Причем в обоих направлениях: растаможить груз, прибывший в Санкт-Петербург морем, выгоднее в Москве, а потом часть товаров с распредскладов в столице возвращается обратно в город на Неве для реализации в Северо-Западном регионе. Таковы нюансы российского законодательства. И чем дальше, тем больше Москва укрепляет свои позиции центра российской дистрибуции. Такая логистика сулит дополнительные выгоды от строительства ВСМ. Дело тут уже не только в скоростных перевозках пассажиров.
Еще одна причина интереса к ВСМ – обновленные расчеты Росжелдора. С марта по июль объем пассажирских перевозок по РЖД снизился из-за мер, связанных с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Однако при этом «Сапсаны», курсирующие между Санкт-Петербургом и Москвой, менее всего понесли потери.
По расчетам, озвученным В. Токаревым, уже на четвертый год эксплуатации ВСМ между двумя столицами может увеличить поток до 23,3 млн пассажиров. Ежегодная прибавка в объемах перевозок при этом оценивается в среднем в 1,7%.
По данным Минтранса, проект способен быть экономически эффективным. Чистую прибыль ВСМ начнет приносить в 2031 году. Это звучит оптимистично, но в части финансирования проекта в правительстве не прозвучало никаких пояснений. Поэтому в СМИ пришлось сослаться на ранее обозначенную сумму в 1,7 трлн руб.
Ранее называлась стоимость создания ВСМ в 1,5 трлн руб. Но ни тогда, ни сейчас финансовая модель проекта и предварительное технико-экономическое обоснование еще были не готовы. Соответственно, можно только гадать, во сколько на самом деле обойдется ВСМ, отмечают специалисты.
Не проводилось и сравнение затрат по жизненному циклу ВСМ на основе традиционных технологий (по сути, рассчитанных на параметрах курсирования модернизированных «Сапсанов») и маглева, отметил руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев.
Между тем, как признался недавно начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев, как правило, в мире для скоростей свыше 300 км/ч строят безбалластный путь. Во Франции, правда, используется и балластный вариант. Но ее опыт показывает, что на скоростях свыше 200 км/ч происходит повреждение подвагонного оборудования поездов. Щебень, чем его ни смачивай, все равно разбивает перемычки межвагонных соединений цепей управления, кабели тяговых двигателей, повреждает оси. С этим сталкивались и испанские операторы, у которых также есть высокоскоростной путь на щебеночном балласте.
«Наша задача – найти решения, минимизирующие подобные потери, поэтому мы склоняемся к варианту использования безбалластного пути. Его можно уложить на земляное полотно или на эстакаду», – уточнил В. Андреев.
Однако при таком подходе к ВСМ преимущества традиционной ВСМ перед маглевом уже не очевидны. Под таким углом зрения весь пар нынешних разговоров может уйти в долгий свисток в тумане.