Пандемия и мировой экономический кризис оказали заметное влияние на железнодорожный транспорт — привели к снижению грузовых и пассажирских перевозок и, как следствие, доходов компаний отрасли. О том, как в сложившихся условиях ускорят модернизацию БАМа и Транссиба, о восстановлении пассажиропотока внутри России, а также о том, когда окупится высокоскоростная магистраль (ВСМ) между столицей и Петербургом, рассказал в интервью ТАСС замминистра транспорта России - руководитель Росжелдора России Владимир Токарев.
— Владимир Александрович, пандемия коронавируса, безусловно, стала испытанием практически для всех отраслей экономики, транспорт не исключение. Какие конкурентные преимущества удалось развить в период кризиса?
— Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что в период пандемии максимально упрощен доступ к услугам РЖД для грузоотправителей. Подавляющее большинство документов оформляется в электронном виде. Кроме того, РЖД приняли решение о снижении тарифов, что позволит клиентам сохранить конкурентоспособность на рынке в условиях существенного падения мировых котировок. Компания готова и дальше идти навстречу грузоотправителям, чтобы поддержать объемы перевозок в зависимости от конъюнктуры рынка. Переход бумажного документооборота в "цифру" продолжается и в период снятия ограничений.
— Удалось ли привлечь грузы, которые раньше перевозились другими видами транспорта?
— РЖД по итогам первого полугодия удалось привлечь 436,5 тыс. тонн дополнительной погрузки с автомобильного транспорта — это топливно-энергетические и минерально-строительные грузы, лес, сельскохозяйственная продукция, металлургические грузы и продукты.
— На фоне пандемии пришлось актуализировать многие масштабные проекты, при этом не сбавляя темпов их реализации. Каким проектам железнодорожной сферы отдадут приоритет в данном случае?
— РЖД в этом году столкнулись с существенным сокращением перевозки грузов и, как следствие, падением прибыли. Принят "стресс-сценарий" инвестиционной программы компании на 2020 год. Объем средств, которые предусмотрены в инвестпрограмме РЖД для реализации проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, даже увеличен на 1,5%. Приоритеты остались прежними — это те проекты, которые входят в план, в том числе "Транссиб за 7 суток", модернизация Восточного полигона, развитие подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, Московский транспортный узел.
— Государственная дума ранее приняла упрощенное законодательство для модернизации БАМа и Транссиба. Какие эффекты будет иметь эта мера?
— Федеральным законом, подписанным 31 июля 2020 года президентом России, устанавливаются особенности регулирования градостроительных и земельных отношений при создании объектов транспортной инфраструктуры. Перечень этих объектов утвердит правительство РФ. Федеральный закон направлен на сокращение сроков строительства за счет оптимизации процедур. Например, упрощены правила утверждения документации по планировке территории, перевода земельных участков из одной категории в другую, установления видов разрешенного использования, предоставлена возможность подготовки разных видов градостроительной документации одновременно. Подчеркну, что при этом снижение требований к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объекта документом не предусмотрено.
Новые нормы позволят осуществлять строительство социально значимых объектов транспортной инфраструктуры в сжатые сроки, и в результате объекты, создание которых направлено на повышение уровня экономической связанности территории страны посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, будут введены в эксплуатацию на один-два года раньше.
— Финансирование БАМа и Транссиба частично перенесли с 2021 на 2020 год. Как в таком случае изменится схема финансирования проекта в 2021–2024 годах?
— Напомню, что согласно паспорту проекта в 2015–2020 годах на модернизацию Восточного полигона планировалось выделить 150 млрд рублей, 60,5 млрд рублей решено выделить в 2020 году. В период до 2024 года проект реализуется уже за счет РЖД.
— Внутренние пассажирские перевозки по железной дороге постепенно восстанавливаются. Но международные поезда все еще отменены. Какую долю они занимали в перевозках РЖД?
— По итогам 2019 года доля перевозок пассажиров в международном сообщении составила порядка 2% от общего объема перевозок поездами формирования Федеральной пассажирской компании.
— С какими странами сообщение восстановят в первую очередь?
— Перечень стран для восстановления международного железнодорожного пассажирского сообщения должен определить оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ на основе мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки за рубежом. На данном этапе подобные решения еще не приняты. При этом важно отметить, что для возобновления курсирования международных поездов России также будет необходимо соответствовать национальным критериям оценки позитивной динамики борьбы с инфекцией, которые приняты за рубежом.
— Какие направления сейчас наиболее популярны внутри России?
— Сегодня большинство проездных документов — около 40% — оформляется на поезда, курсирующие в направлении курортов Черноморского побережья и Северного Кавказа. Порядка 32% билетов пассажиры оформили на поезда в сообщении с Москвой, еще 31% — на поезда, курсирующие в сообщении с регионами. На данный момент динамика продаж проездных документов уже восстановилась до уровня 70% по отношению к показателям прошлого года. РЖД в общей сложности восстановили курсирование 334 пар поездов Федеральной пассажирской компании, или 71% от нормативного графика.
— Недавно возобновилось обсуждение запрета продажи алкоголя в поездах дальнего следования. С подобным предложением выступила "Трезвая Россия". Как вы оцениваете эту инициативу?
— Вагон-ресторан является полноценным рестораном, и на него распространяется соответствующее законодательство. Вагоны-рестораны обладают лицензией и сертификатами качества, и они переданы в аренду специализированным компаниям, предоставляющим услуги по организации питания. Запрет продажи алкоголя в поезде, а точнее в вагонах-ресторанах, возможен лишь при внесении соответствующих изменений в законодательство. Сотрудники вагонов-ресторанов проходят дополнительный инструктаж по ограничению реализации алкогольной продукции лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения, чтобы предотвратить нарушение порядка. Начальники поездов также контролируют продажу алкогольной продукции. В случае необходимости принимаются соответствующие меры. Работа по обеспечению правопорядка, соблюдению требований законодательства по осуществлению розничной торговли алкогольной продукцией в поездах будет продолжена.
— Продолжая тему неприемлемого поведения в поездах. Планируется ли введение черного списка пассажиров поездов?
— В настоящее время введение черных списков пассажиров железнодорожного транспорта законодательством не предусмотрено. Вместе с тем в конце 2019 года в Госдуме проходили слушания по вопросу усиления уголовной ответственности в отношении отдельных пассажиров, противоправные действия которых ставят под угрозу жизнь и здоровье других пассажиров и персонала поездов. Минтранс России готов поддержать подготовленные Госдумой предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс.
— До пандемии спрос на "Сапсаны" достиг предложения, РЖД подписали контракт на поставку новых поездов. Если реализовать проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург, то как изменится спрос на поездки между городами?
— Москва — Санкт-Петербург является одним из самых популярных направлений для поездок на железнодорожном транспорте. На протяжении прошлого года наблюдался устойчивый рост объемов перевозок — 104% к уровню 2018 года. Направление осталось востребованным и в начале 2020 года. Динамика перевезенных пассажиров по данному маршруту поездами дальнего следования за январь — февраль 2020 года составила 105%. Снижение объемов пассажирских перевозок в период с марта по июнь является следствием ограничительных мер, связанных с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Согласно расчетам, уже на четвертый год эксплуатации ВСМ пассажиропоток суммарно составит 23,3 млн человек. Динамика пассажиропотока оценивается в среднем в +1,7% в год. Это очень серьезные показатели.
— Является ли проект потенциально окупаемым и в какой срок?
— Проект является коммерчески эффективным. Операционная безубыточность достигается на первый полный год эксплуатации, в 2027 году, а чистую прибыль магистраль начнет приносить на пятый год эксплуатации, в 2031 году.
— Когда первый поезд проедет по магистрали?
— Мы планируем запустить ВСМ в декабре 2026 года.
— Будет ли ВСМ Москва — Санкт-Петербург востребована с точки зрения грузовых перевозок? Как она может повлиять на развитие Центрального и Петербургского транспортных узлов?
— График движения высокоскоростных поездов, который позволит удовлетворить спрос со стороны пассажиров, а также ряд технических особенностей не позволят использовать магистраль для грузовых перевозок. Однако стоит отметить, что при вводе ВСМ будет высвобожден главный ход Октябрьской железной дороги. Станет возможным его использование для перевозок высокодоходных грузов в сообщении Москва — порты Санкт-Петербурга. Аналогичная ситуация складывается с Центральным и Петербургским транспортными узлами. Строительство и ввод в эксплуатацию выделенных путей высокоскоростной магистрали приведет к увеличению пропускной способности существующей инфраструктуры.
— Продвинулось ли обсуждение строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки? Насколько этот проект может быть перспективен?
— В качестве приоритетного в настоящее время, конечно, рассматривается ВСМ Санкт-Петербург — Москва. Здесь есть еще ряд нерешенных вопросов и в плане определения механизмов финансирования, и с продвижением законодательных инициатив в поддержку проекта. После принятия окончательных решений, связанных с реализацией проекта ВСМ Санкт-Петербург — Москва и началом строительства, можно более детально рассматривать перспективы продления ВСМ до Хельсинки. Вне всякого сомнения, это интересное предложение. Сегодня мы имеем опыт курсирования скоростного поезда "Аллегро" между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Так что решение по пограничным и таможенным процедурам уже есть. Но, конечно, необходимо будет проработать коммерческую эффективность данного проекта и на основании полученных результатов и принимать соответствующие решения.