Портал Railway Technology составил список десяти самых дорогих железнодорожных проектов, которые находятся в стадии реализации. Четыре из них представляют Европу, однако российских строек среди них нет.
Вот как выглядит топ-10 по версии Railway Technology:
- High Speed 2 (HS 2) (Великобритания) — 136 млрд долларов;
- Chuo Shinkansen (Япония) — 84 млрд долларов;
- ВСМ Калифорнии (США) — 80 млрд долларов;
- Northern Powerhouse Rail (NPR) (Великобритания) — 47 млрд долларов;
- Пригородное ж/д кольцо Мельбурна (Австралия) — 34 млрд долларов;
- Grand Paris Express (Франция) — 31 млрд долларов;
- London Crossrail (Великобритания) — 24 млрд долларов;
- Метро Эр-Рияда (Саудовская Аравия) — 22,5 млрд долларов;
- ВСМ Мумбаи — Ахмадабад (Индия) — 15 млрд долларов;
- «Лёгкое метро» Klang Valley (Малайзия) — 12,2 млрд долларов.
High Speed (HS 2) — это первая британская высокоскоростная железная дорога, которая должна соединить Лондон, центральную и северную части Англии и Шотландию. Высокоскоростная сеть свяжет более 25 станций и будет обслуживать 30 миллионов человек. Предполагается, что проект будет реализован в три этапа и HS2 начнёт действовать к 2035 году.
Chuo Shinkansen, также известная как объездная дорога Токайдо-Синкансэн, представляет собой новую сеть сверхскоростных поездов магнитолевитационной технологии (маглев), которая свяжет Токио, Нагою и Осаку. Инвестиции в проект, разрабатываемый Central Japan Railway Company (JR Central), оцениваются в 84 млрд долларов (9 трлн йен).
Поезда, движущиеся со скоростью 500 км/ч, позволят добираться из Токио до Нагои всего за 40 минут. При этом примерно 90% линии протяжённостью 286 км пройдёт через туннели. Со сроками ввода в эксплуатацию, который был первоначально запланирован на 2027 год, определённости нет.
California High-Speed Rail — это государственная высокоскоростная железнодорожная система, соединяющая Северную и Южную части Калифорнии через Центральную долину. Калифорнийская ВСМ ориентировочной стоимостью в 80 млрд долларов и протяжённостью 1300 км разрабатывается Управлением высокоскоростных железных дорог Калифорнии. По оценкам, пассажиропоток ВСМ составит около 40 миллионов человек в год.
Церемония закладки первого камня магистрали состоялась в январе 2015 года, а завершение проекта намечено на 2040 год.
Northern Powerhouse Rail (NPR) —новая железнодорожная сеть, которая позволит увеличить существующую пропускную способность железных дорог на севере Англии. NPR оценивается в 39 млрд фунтов стерлингов, что считается самой крупной инвестицией в транспорт в этом регионе после промышленной революции XIX века.Запуск в эксплуатацию намечен в 2040 году.
Проект Suburban Rail Loop, реализуемый австралийским Управлением пригородного ж/д сообщения, стоимостью 34 млрд долларов (50 млрд австралийский долларов) «закольцует» один из крупнейших городов Зелёного континента и свяжет основные ж/д линии с аэропортом Мельбурна.
Геодезические изыскания начались в июле 2019 года, а строительство первой очереди (юго-восточный участок) ж/д кольца протяжённостью 90 км должно начаться в 2022 году. Ориентировочные сроки ввода в эксплуатацию - 2031 год.
Grand Paris Express — автоматизированная транзитная ж/д сеть в регионе Иль-де-Франс во Франции, считается одним из крупнейших транспортных проектов континентальной Европы с объёмом финансирования в 28 млрд евро.
В соответствии с проектом, который начал реализовываться в 2015 году, будет реконструировано две существующие линии метро, построено четыре новых ж/д линии общей протяжённостью в 200 км и 68 новых станций. Примерно 90% сети пройдёт под землёй. Окончание стройки запланировано на 2030 год. Полностью «беспилотные поезда» без машинистов разработки Alstom будут курсировать со средней скоростью 60 км/ч, что почти вдвое превышает скорость нынешней сети парижского метро.
В проект London Crossrail, будет вложено порядка 19 млрд фунтов стерлингов. Новая линия «Элизабет» протяжённостью 118,5 км (с учётом 21-километрового туннеля под Лондоном) и с 41 станцией свяжет скоростным ж/д сообщением западные и восточные районы столицы Великобритании, и аэропорты с деловым Сити.
Как и у любого британского инфраструктурного начинания, у проекта London Crossrail непростая судьба. Одобренный правительством в 2007 году, по первоначальным планам он должен был заработать в 2017 году. Затем сроки в связи с уточнением стоимости строительства перенеслись на 2018 год. Теперь новой датой запуска линии называется первая половина 2022 года.
Метро Эр-Рияда со строительством шести линий общей протяжённостью 176 км и 85 станций является частью проекта модернизации общественного транспорта столицы Саудовской Аравии. Со стоимостью в 22,5 млрд долларов он считается крупнейшим не только в этой арабской стране, но и вообще на Ближнем Востоке.
Строительство метрополитена в Эр-Рияде стартовало в апреле 2014 года, а тестовые прогоны метро начались в августе 2018 года. Планируется, что система общественного транспорта будет полностью введена в эксплуатацию к концу 2020 года. Подвижной состав поставили практически все ж/д машиностроительные гранды: Alstom, Bombardier, Siemens. «Изюминкой» инфраструктурного проекта стала архитектурная составляющая.
Индия представлена в топ-10 первой местной высокоскоростной магистралью Мумбаи — Ахмедабад, которая соединит экономический центр страны с одним из пяти самых густонаселённых городов Индии в штате Гуджарат.
Предполагаемый объём инвестиций составляет 15 млрд долларов, техническую и финансовую поддержку оказывает Япония. Специально созданная Национальная корпорация высокоскоростных магистралей построит линию в 508 км и 12 станций. Поезда смогут курсировать со скоростью в 320 км/ч и перевозить около 36 тысяч пассажиров в день.
Хотя работы планируется завершить в 2023 году, однако специфические индийские условия высокой коррупциогенности чиновничества и бизнеса, а также пандемия наверняка внесут свои коррективы в планы организаторов проекта.
Конкуренцию Индии по стоимости составляет малазийский проект «лёгкого метро» Klang Valley (Mass Rapid Transit) в долине Кланг с бюджетом в 12,2 млрд долларов.
150-километровая система скоростного ж/д транспорта в городской агломерации столицы Малайзии Куала-Лумпура включает две радиальные линии с северо-востока на юго-запад и кольцевую линию вокруг города. Первые два этапа строительства были завершены в 2017 году. Ожидается, что все маршруты будут введены в эксплуатацию в 2023 году.
Примечательно, что в рейтинге Railway Technology нет ни одного китайского проекта, хотя их масштабы и ресурсоёмкость всегда поражают воображение. Вероятно, составители посчитали китайцев вне конкуренции просто по причине недостижимости их амбиций. В противном случае рейтинг превратился бы в список китайских проектов, один из которых был анонсирован 13 января в китайском г. Ченду - прототип суперскоростного поезда (maglev) на магнитной подушке, способный развивать скорость 620 километров в час.
А вот отсутствие в топ-10 российских «строек века» удручает. Ни многострадальной модернизации Восточного полигона с оценочной стоимостью в 1 трлн рублей (около 13 млрд долларов), ни ВСМ Москва — Санкт-Петербург в 1,7 трлн рублей (около 22,5 млрд долларов) не удостоились чести соседствовать с проектами из Великобритании и даже Индии. Возможно, на то были свои резоны. Будем надеяться, что по итогам 2021 года хотя бы этот российский мегапроект «выстрадает» себе место в топ-10.