В обсуждении наиболее перспективных в контексте применения на российских железных дорогах решений нельзя забывать об уже существующих технологиях.
Существенные перспективы в этом вопросе есть у внедрения статических компенсаторов реактивной мощности, что могло бы существенно повысить надежность функционирования грузовых железнодорожных перевозок за счет двух основных эффектов от внедрения. Во-первых, это приведет к повышению энергоэффективности работы тяговых сетей за счет сокращения потерь от избыточного уровня реактивной мощности. Во-вторых, можно ожидать повышения надежности функционирования тяговых сетей за счет снижения случаев аварийных отключений на постах секционирования и тяговых станций из-за длительных отклонений питающего напряжения, вызванных избыточным либо недостаточным уровнем реактивной мощности.
Переход на статические компенсаторы реактивной мощности законодательным путем позволил бы значительно улучшить как технические, так и экономические показатели функционирования грузовых железнодорожных перевозок, но в то же время потребовал бы значительных единовременных инвестиций. На мой взгляд, целесообразно было бы начать с мест, наиболее подверженных негативному влиянию избыточного уровня реактивной мощности. По нашему опыту, срок окупаемости таких проектов не превышает 3–4 года.
Кроме того, автомобильные и железные дороги представляют собой неразрывную инфраструктуру объектов и не могут существовать обособленно без автомобильных, железнодорожных вокзалов, производственных помещений и станций. Все вышеперечисленные объекты нуждаются в электроснабжении, водоснабжении, теплоснабжении и т. д. Расход ресурсов может быть выстроен либо рационально, либо иррационально. Для решения этой задачи на первый план выходят технологии энергоменеджмента. Если они будут внедряться массово, то экономический эффект позволит не только снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду, но и значительно повысить доходность эксплуатирующего ведомства и экономическую эффективность.
Стоит отметить, что технологии энергоменеджмента помогают в первую очередь повысить ряд технико-экономических показателей зданий. На мой взгляд, обеспечить их внедрение путем внесения специальных пунктов в нормы проектирования объектов капитального строительства было бы проще и быстрее. В то же время нельзя забывать о существующих объектах. Создание специализированных фокус-групп позволило бы значительно повысить процент внедрения без вынесения на законодательный уровень. Экономический эффект от внедрения технологий для энергоменеджмента несопоставим с затратами на их внедрение. Речь идет о сроках окупаемости от полугода.