Руководитель отдела оперативного маркетинга ПГК Екатерина Агапова подводит итоги I квартала и отмечает тенденции апреля – июня.
По итогам I квартала 2021 года погрузка на сети РЖД выросла на 0,2% и составила 307,2 млн т. Это соответствует ранее озвученному прогнозу ПГК, мы допускали увеличение погрузки до 0,5%. Свою роль сыграл в первую очередь короткий февраль. Среднесуточная погрузка на сети составила +1,2% к I кварталу 2020-го.
Предсказуемые лидеры
Как и ожидалось, основной прирост показали перевозки в контейнерах. Их объем увеличился более чем на 10%, почти до 11 млн т. Кроме того, активно доставлялось зерно: его транспортировка выросла более чем на 30%, до 7,2 млн т. Увеличение произошло как внутри страны (+17%, на 0,4 млн т), так и на экспорт (+44%, на 1,4 млн т). Последнее связано с желанием сельхозпроизводителей продать больше продукции до введения квот на вывоз зерна. Основные импортеры российского зерна, нарастившие объем за I квартал 2021 года, – это Саудовская Аравия, Азербайджан, Нигерия и Швейцария.
Пользовались спросом химические и минеральные удобрения, их объем доставки вырос на 6%, до 16,5 млн т. Это произошло за счет экспортных отправок в Китай (+29%, на 0,6 млн т) и Бразилию (+52%, на 0,6 млн т). Многократный рост продемонстрировали Эстония и Марокко, увеличив суммарную погрузку на 0,3 млн т.
Кроме того, как и ожидалось, увеличилась погрузка в полувагонах на сети – на 1%, до 177,7 млн т. Основной рост пришелся на уголь (+5,6%, на 4,9 млн т). Погрузка энергического угля на экспорт стала больше на 15% (+6,2 млн т) благодаря холодной зиме в Европе и стремительному росту экономики Китая, где уголь используется в ряде базовых отраслей промышленности – от производства цемента до металлургии. Поскольку цены на этот вид сырья выросли, поставки стали рентабельными для большинства российских компаний.
На фоне спада общего объема погрузки руды в полувагоны из-за снижения спроса внутри страны незначительно выросли зарубежные отправки этого вида продукции – на 0,1 млн т. Преимущественно рост связан с сокращением поставок из Бразилии – основного мирового экспортера – из-за пандемии и последствий аварии на шахте в Брумадинью. В результате отечественной рудой заинтересовались Германия, Словакия, Австрия, Финляндия и Румыния.
Ушли в минус
Вопреки прогнозам в минус ушли пиломатериалы. Их погрузка снизилась из-за неблагоприятных погодных условий в портах и ограничений, введенных Китаем на прием грузов. В результате объем доставки в контейнерах и крытых вагонах по железным дорогам уменьшился на 4%. При этом в марте за счет нормализации погоды он вырос на 13%.
Не удалось также добиться положительной динамики перевозки минерально-строительных грузов. Их объем погрузки снизился на 7% по сравнению с I кварталом 2020 года, до 27,9 млн т. Это связано с тем, что в прошлом году государство оказывало мощную поддержку нацпроектам, поэтому и результат был высоким. Если же сравнить показатель с аналогичным периодом 2019 года, когда рынок развивался естественным образом, мы увидим рост на 1,5%, или 0,4 млн т.
Кроме того, сдали свои позиции черные металлы в полувагонах – на 4%, или -0,7 млн т. При этом их прокат в контейнерах вырос практически в 2 раза, до 1 млн т, что связано с глобальным процессом контейнеризации.
Сократилась отгрузка продукции в нефтебензиновых цистернах – на 7%, до 50,3 млн т. Внутри страны снижение составило 1 млн т, в экспортном сообщении перевезли меньше на 2,8 млн т. Отрицательная погрузка связана с заключением сделки ОПЕК в мае прошлого года и вводимыми ограничениями. В январе – феврале наблюдали сокращение транспортировки порядка 9% ежемесячно, в марте падение замедлилось и составило 3%.
Прогноз на II квартал – чего ждать рынку?
По мнению Е. Агаповой, темпы прироста грузовой базы по сети в II квартале 2021-го составят около 3% по сравнению с II кварталом 2020 года. В этом случае I полугодие 2021-го обеспечит прирост грузовой базы около 1,5% по отношению к I полугодию 2020 года.
Объем доставки черных металлов в полувагонах как внутри страны, так и на экспорт после ослабления карантинных мер вырастет в пределах 5%. Начнут увеличиваться и объемы транспортировки нефтепродуктов за счет стабилизации ситуации с COVID-19 и расширения списка стран, в которые можно летать на самолетах. Это значит, что вырастет спрос на керосин, бензин и другие виды топлива. Рост составит около 3–4% к II кварталу 2020 года. До 12% прибавят цементовозы за счет старта строительного сезона.
Доставка зерна хоть и будет в плюсе (до +5% к I кварталу), однако уже не покажет такого активного прироста, как раньше. Это связано с введением квот на его вывоз. Положительная динамика погрузки также будет у минеральных удобрений в связи со стартом посевной кампании – до 4% к результату января – марта этого года.
Кроме того, продолжится увеличение отправок грузов в контейнерах – до 14%. Основными драйверами станут пиломатериалы, цветные металлы и прокат черных металлов. На этом фоне около 3% грузов потеряют крытые вагоны. Когда были сложности с отправкой контейнеров из портов, использовали этот подвижной состав, однако с наступлением весны погодные условия наладились. Основной отток грузов произойдет в сегментах химикатов и леса. А вот строительные грузы в крытых вагонах из-за сезона строительства, скорее всего, покажут положительную динамику.